Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Страх социального равенства оказался кросс-культурным
Экономисты из Китая и США показали, что люди склонны сопротивляться радикальному социальному равенству независимо от культуры.
Формирование и поддержание социальной иерархии характерно для многих животных. В отличие от других таксонов, для человека, однако, характерна устойчивая склонность к активному сопротивлению подобным структурам. На национальном уровне это выражается, например, в революциях и войнах, которые, несмотря на формальные усилия мирового сообщества по предотвращению таких конфликтов, наблюдались в XX–XXI веках, как и в античности. Обычно сохранение неравенства объясняется намерениями высших слоев, обладающих, по сравнению с низшими, большими ресурсами. Альтернативная точка зрения связывает тенденцию с бессознательной неприязнью всех людей к перераспределению статусов.
Последняя концепция не нова и восходит к древности. Так, Платон называл взаимный обмен рангами между представителями разных социальных классов максимально вредным для города, а Конфуций настаивал на необходимости соблюдения статуса-кво («Правитель должен быть правителем, подданный — подданным»). Чтобы проверить, свойственна ли эта позиция современным людям разных культур, специалисты из Чжэцзянского университета и других учреждений провели серию экспериментов. Участие в них приняли 770 взрослых европейцев, китайцев, индийцев, а также 67 тибетских пастухов-кочевников. Дополнительно авторы привлекли к работе 270 детей из Китая в возрасте от трех до десяти лет.
Испытуемым показывали четыре типа ситуаций перераспределения благ. Стимулы предполагали принятие решения о передаче определенной части виртуальных денег от одного персонажа другому. При этом, в зависимости от первоначального объема ресурсов, более богатый агент (A) мог стать беднее второго (B). Например, участники могли выбрать, изъять ли два юаня у A, который располагает четырьмя юанями, в пользу B с одним юанем. При положительном ответе ранг сторон менялся на противоположный. В иных случаях передача средств к этому не приводила, поскольку A имел значительно больше ресурсов, чем B. Гипотеза подтвердилась: участники неохотно шли на кардинальное изменение статуса персонажей.
55,2 процента взрослых (нетибетцев) отказывались от передачи валюты, если это приводило к нарушению иерархии. При условии сохранения последней такое решение принимали 23,13 человек — эффект примерно одинаково проявлялся у представителей разных культур. Наибольшее сопротивление равенству показали тибетские пастухи — эта группа людей ведет изолированный образ жизни на высоте 3600 метров над уровнем моря (при этом они почти всегда соглашались на обмен, который поддерживал базовый статус). В отличие от них, китайские дети в возрасте от трех до шести лет не были склонны соблюдать иерархию, а с четырех лет даже начинали предпочитать распределение благ в пользу бедного персонажа.
По словам авторов, полученные данные указывают, что независимо от культурной принадлежности люди склонны препятствовать перераспределению благ, которое ведет к радикальному нарушению иерархии. Причины этого неясны. По-всей видимости, как и другие животные, человек таким образом стремится предотвратить потенциальные конфликты и насилие. Также исследование проясняет периодизацию развития признака: если в четыре года дети начали проявлять альтруизм, после шести они повторяли поведение взрослых, что, очевидно, свидетельствует о его интернализированной природе.
Статья опубликована в журнале Nature Human Behaviour.
Ранее социологи выяснили, что качество государственного управления связано с верой населения в свободу воли.
Первый официальный документ, описывающий принцип действий в случае возможного контакта с внеземной цивилизацией, был принят Международной академией астронавтики (IAA) в 1989 году. С тех пор декларацию неоднократно пересматривали, а ее обновленную версию, адаптированную под реалии XXI века, ученые разработали совместно с участниками проекта по поиску инопланетян SETI.
Индийские психиатры описали необычное психическое расстройство у мужчины с алкогольной зависимостью. Так называемый синдром инкуба, сопровождаемый сексуальными галлюцинациями, развился у пациента при попытке сократить потребление спиртного.
Парадокс Циолковского — Ферми сформулировали почти век назад: во Вселенной много звезд, у них — планет. Почему же мы не видим следов других цивилизаций в небе? Автор новой гипотезы считает, что все дело в нейросетях.
В густой оранжевой дымке Титана, где температура опускается до минус 180 градусов Цельсия, происходят невозможные по земным меркам химические реакции: молекула циановодорода (HCN), рожденная в атмосфере из азота, метана и этана, могла сформировать кристаллы, объединяющие вещества противоположной природы.
Первый официальный документ, описывающий принцип действий в случае возможного контакта с внеземной цивилизацией, был принят Международной академией астронавтики (IAA) в 1989 году. С тех пор декларацию неоднократно пересматривали, а ее обновленную версию, адаптированную под реалии XXI века, ученые разработали совместно с участниками проекта по поиску инопланетян SETI.
Число несущих их клеток не просто увеличивается, механизм отбора связан с эволюционным преимуществом половых клеток. Узнать об этом помог улучшенный метод секвенирования ДНК.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии