Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Страх социального равенства оказался кросс-культурным
Экономисты из Китая и США показали, что люди склонны сопротивляться радикальному социальному равенству независимо от культуры.
Формирование и поддержание социальной иерархии характерно для многих животных. В отличие от других таксонов, для человека, однако, характерна устойчивая склонность к активному сопротивлению подобным структурам. На национальном уровне это выражается, например, в революциях и войнах, которые, несмотря на формальные усилия мирового сообщества по предотвращению таких конфликтов, наблюдались в XX–XXI веках, как и в античности. Обычно сохранение неравенства объясняется намерениями высших слоев, обладающих, по сравнению с низшими, большими ресурсами. Альтернативная точка зрения связывает тенденцию с бессознательной неприязнью всех людей к перераспределению статусов.
Последняя концепция не нова и восходит к древности. Так, Платон называл взаимный обмен рангами между представителями разных социальных классов максимально вредным для города, а Конфуций настаивал на необходимости соблюдения статуса-кво («Правитель должен быть правителем, подданный — подданным»). Чтобы проверить, свойственна ли эта позиция современным людям разных культур, специалисты из Чжэцзянского университета и других учреждений провели серию экспериментов. Участие в них приняли 770 взрослых европейцев, китайцев, индийцев, а также 67 тибетских пастухов-кочевников. Дополнительно авторы привлекли к работе 270 детей из Китая в возрасте от трех до десяти лет.
Испытуемым показывали четыре типа ситуаций перераспределения благ. Стимулы предполагали принятие решения о передаче определенной части виртуальных денег от одного персонажа другому. При этом, в зависимости от первоначального объема ресурсов, более богатый агент (A) мог стать беднее второго (B). Например, участники могли выбрать, изъять ли два юаня у A, который располагает четырьмя юанями, в пользу B с одним юанем. При положительном ответе ранг сторон менялся на противоположный. В иных случаях передача средств к этому не приводила, поскольку A имел значительно больше ресурсов, чем B. Гипотеза подтвердилась: участники неохотно шли на кардинальное изменение статуса персонажей.
55,2 процента взрослых (нетибетцев) отказывались от передачи валюты, если это приводило к нарушению иерархии. При условии сохранения последней такое решение принимали 23,13 человек — эффект примерно одинаково проявлялся у представителей разных культур. Наибольшее сопротивление равенству показали тибетские пастухи — эта группа людей ведет изолированный образ жизни на высоте 3600 метров над уровнем моря (при этом они почти всегда соглашались на обмен, который поддерживал базовый статус). В отличие от них, китайские дети в возрасте от трех до шести лет не были склонны соблюдать иерархию, а с четырех лет даже начинали предпочитать распределение благ в пользу бедного персонажа.
По словам авторов, полученные данные указывают, что независимо от культурной принадлежности люди склонны препятствовать перераспределению благ, которое ведет к радикальному нарушению иерархии. Причины этого неясны. По-всей видимости, как и другие животные, человек таким образом стремится предотвратить потенциальные конфликты и насилие. Также исследование проясняет периодизацию развития признака: если в четыре года дети начали проявлять альтруизм, после шести они повторяли поведение взрослых, что, очевидно, свидетельствует о его интернализированной природе.
Статья опубликована в журнале Nature Human Behaviour.
Ранее социологи выяснили, что качество государственного управления связано с верой населения в свободу воли.
Команда российских исследователей, включая ученых из НИУ ВШЭ, применили искусственный интеллект для анализа подписок 4,5 тысячи студентов на VK-сообщества. Оказалось, что алгоритмы могут с высокой точностью предсказывать, кто отличник, а у кого трудности с учебой.
Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.
В длительном выступлении 30 мая 2025 года Илон Маск не ограничился повторением уже известного, но и обозначил ряд новых моментов по программе Starship и конкретике первых нескольких волн полетов на Марс.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.
Исследователи ВШЭ выделили более 4000 примеров устной русской речи билингвов из семи регионов России и выяснили: большинство нестандартных форм в конструкциях с числительными связано не только с их родным языком, но и с тем, как часто выражение встречается в повседневной речи. Например, фразы «два часа» или «пять километров» почти всегда совпадают с литературным вариантом, а вот менее привычные выражения, особенно с числительными от двух до четырех, а также с собирательными формами вроде «двое» или «трое», часто звучат иначе.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии