Старение начнут предсказывать по 26 биомаркерам — Naked Science

Старение начнут предсказывать по 26 биомаркерам

Американские ученые разработали метод системного анализа старения организма на основе 26 биомаркеров. Результаты исследования представлены в журнале Aging Cell.

1331341-1331366-954598-1553217

Одним из последствий роста средней продолжительности жизни в XX веке стало демографическое старение населения. При этом известно, что в зависимости от средовых, наследственных и эпигенетических факторов процессы биологического старения у отдельных индивидов протекают по-разному. Поэтому ученые ищут универсальные способы повышать качество жизни пожилых людей.

В свою очередь, профилактика старения требует единой модели, которая помогла бы оценить динамику увядания организма по ряду критериев. Прошлые работы показали, что такими критериями могут быть биомаркеры, связанные с уровнем физической активности, анаболизмом и иммунным ответом. Однако ни один из них и все они в комплексе не позволяют охватить процесс полностью.

Чтобы восполнить пробел, ученые из Бостонского университета и других вузов проанализировали данные о 4704 людях в возрасте от 30 до 110 лет. В выборку вошли, в частности, сиблинги (30 процентов), их потомки (50 процентов) и супруги (20 процентов). С помощью алгоритма кластеризации образцы крови испытуемых изучались на наличие биомаркеров, связанных со старением.

На первом этапе авторы выделили 40, а затем — 26 и 19 таких биомаркеров. Среди них: рост C-реактивного белка (hsCRP), рост интерлейкина-6 (IL-6), рост относительной ширины распределения эритроцитов по объему (RDW), снижение альбуминов, рост или снижение общего холестерина и другие. Средний профиль старения стабильно повторялся примерно у половины участников.

Однако у ряда испытуемых уровень некоторых биомаркеров указывал на значительные отклонения от нормы, связанные с конкретными заболеваниями. Например, один из образцов оказался ассоциирован с деменцией, тогда как два других, напротив, — со старением без болезней пожилого возраста или без аномалий сердечно-сосудистой системы, характерных для старения.

По мнению авторов, предложенная модель является дополнением к существующим методам оценки. Потенциально с ее помощью врачи смогут своевременно выявлять осложнения, связанные со старением организма, например инсульт или сахарный диабет, и предлагать человеку меры их профилактики. Кроме того, ученые отмечают, что эта работа подчеркивает пользу больших данных для медицины.

Владельцы электронных почтовых ящиков Gmail давно знакомы с функцией дополнения фраз и простановки приветствий или прощаний. Однако мощнейший нейросетевой алгоритм для обработки текста GPT-3 позволяет делать гораздо больше. Сегодня сразу три стартапа довели свои сервисы составления e-mail по наброскам до стадии бета-тестирования, а еще один предлагает генерировать рекламные тексты на основе простых вводных фраз.

Нейробиологи ТГУ совместно с коллегами из Бельгии и США создали первый в мире неинвазивный инструмент, с помощью которого можно отслеживать передвижение молодых нейронов. Для этого ученые помечают новые клетки головного мозга специальным маркёром, который виден на МРТ. «Курьером» для доставки выступают вирусные векторы – инактивированные вирусы, способные легко проникать в клетку. Новый инструмент позволит прогнозировать динамику восстановления пациентов и оценивать темпы реабилитации после инсульта и черепно-мозговых травм.