Создано первое в мире ячменное пиво без глютена — Naked Science
15.04.2016, 07:43

Создано первое в мире ячменное пиво без глютена

Всемирная организация здравоохранения одобрила производство пива из созданного австралийскими учеными ячменя, не содержащего глютен. Пиво станет альтернативой производимым сейчас безглютеновым напиткам из риса и сорго.

mify-o-pive

Как сообщает Reuters со ссылкой на данные Австралийского государственного объединения научных и прикладных исследований (Australia’s Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation – CSIRO), первые 70 т безглютенового ячменя «Кебари» уже проданы одному из лидеров германского пивоваренного рынка – компании Radeberger. «Ячмень без глютена будет высоко цениться у пивоваров Европы», – заявил информагентству пивовар из Мельбурна Джон O’Брайен.

Глютен, или клейковина, – это особая группа белков, содержащаяся в семенах злаковых растений: пшеницы, ржи и ячменя. В мире очень много людей страдают генетической непереносимостью глютена, или так называемой целиакией. Она приводит к развитию энтеропатии – поражению тонкой кишки, что, в свою очередь, может закончиться летальным исходом. По данным Всемирной организации гастроэнтерологов, целиакия диагностируется у каждого сотого взрослого человека. Также некоторые специалисты отмечают, что именно глютен несет ответственность за образование у любителей пенного напитка «пивного живота».

Безглютеновое пиво не является новинкой на рынке, однако до сих пор его делали на основе риса и сорго, либо выводили глютен из уже готового напитка. Любителям пива это однозначно не понравилось: они начали жаловаться на изменившийся вкус любимого продукта.

«Кебари» не является генетически модифицированным продуктом. Сорт был получен в результате многолетней селекционной работы по скрещиванию сортов ячменя с низким содержанием клейковины. Между тем журналисты отмечают, что безглютеновый ячмень «Кебари» на самом деле все же содержит незначительное количество клейковины. По данным CSIRO, это содержание в 10 тыс. раз меньше, чем в обычных штаммах ячменя. По словам исследователя Фила Ларкина из CSIRO, у безглютенового ячменя есть все шансы занять лидирующее место на рынке. Однако будут и сложности. По данным информагентства, регуляторы, в том числе в США, готовятся ужесточить правила, которые обязаны соблюдать производители безглютеновой продукции.

Производство безглютенового ячменя «Кебари» было запатентовано CSIRO, ученые которого намерены ограничить местным фермерам доступ к семенам, чтобы предотвратить перекрестное загрязнение сорта, как правило, происходящее при физическом смешивании семян.

Напомним, год назад ученые продемонстрировали возможность генетической модификации дрожжей для снижения вредных веществ в пиве. Для этого биологи усовершенствовали один из популярных инструментов ГМ-инженерии – РНК-зависимую нуклеазу Cas9. Авторы внесли изменения в один из коммерческих штаммов Saccharomyces cerevisiae, который широко используется для приготовления пива, вина и некоторых других продуктов. Изменения эти наследуются и позволяют целенаправленно создавать дрожжи с нужными свойствами.