22.11.2013
Редакция Naked Science

Создан самый водоотталкивающий материал

Ученые создали материал, способный отталкивать капли любой жидкости с рекордной скоростью.

20131119152829-0

Исследовательская группа из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, США) под руководством инженера-механика Крипы Варанаси (Kripa Varanasi) создала поверхность, которая благодаря своей новой текстурированности и  особым свойствам способна отталкивать капли жидкости на 37% быстрее, чем обычно.

– Тот момент, когда капли касаются поверхности, очень важен, поскольку он контролирует обмен массами, импульсом и энергией между жидкостью и материалом. Если заставить капли отскакивать быстрее, то можно заработать массу преимуществ, – отмечает Варанаси.

В рамках эксперимента учёные использовали водоотталкивающий материал с ребристой поверхностью (выступы высотой 0,1 мм). На высокоскоростную камеру они записали процесс падения и отталкивания капель жидкости. Благодаря неровностям нового материала жидкость при падении распределялась несимметрично и отскакивала на 37% быстрее, чем от точно такого же, но гладкого материала.

Затем специалисты решили проверить, могут ли какие-либо природные материалы с такой же высокой скоростью отторгать жидкость. Варанаси повторил тот же эксперимент, только вместо текстурированного материала использовал сначала листья настурции, затем крылья бабочки Морфо дидус, которые тоже отличаются ребристостью. В результате опыта оказалось, что и листья настурции, и крылья бабочки отталкивали жидкость быстрее, чем даже самый лучший гидрофобный природный материал – листья лотоса.

Ученые отмечают, что данное открытие обязательно найдет свое практическое применение. Например, его можно использовать  для предотвращения образования наледей или, скажем, для борьбы со скоплением влаги в паровых турбинах.