26.10.2014
Редакция Naked Science

Снимки кометы Siding Spring, сделанные аппаратами на орбите Марса

Напомним, что комета C/2013 A1 (Siding Spring) пролетела 19 октября всего в 140 тысячах км от Марса, в то время как некоторые астрономы прогнозировали, что она может столкнуться с планетой.   Искусственные спутники NASA, находившиеся в этот момент на орбите Марса, внимательно следили за путешествием кометы.   Первая фотография сделана аппаратом MAVEN за два дня...

PIA17802_ip
©Wikipedia / Автор: Ирина Мельникова

Первая фотография сделана аппаратом MAVEN за два дня (17 октября) до наибольшего сближения кометы с Красной планетой.

© NASA/Laboratory for Atmospheric and Space Physics/Univ. of Colorado

На снимке, полученном в ультрафиолетовом диапазоне, синим отмечен солнечный свет, который отражает атомарный водород в облаке, окружающем комету. Источником атомарного водорода вокруг кометы служит ее ледяное ядро. Вода там постепенно испаряется, а ультрафиолетовая часть солнечного света разделяет получившийся газ на отдельные атомы водорода и кислорода.

Проанализировав снимок, ученые заметили, что атомарный водород присутствует в 150 тысячах км от ядра кометы. Учитывая, что расстояние между Марсом и Siding Spring в определенный момент составило примерно 140 тысяч км, это позволило говорить о том, что часть водородного облака вокруг кометы все же могла коснуться марсианской атмосферы.

Следующие снимки были сделаны аппаратом Mars Orbiter уже 19 октября – в день наибольшего сближения C/2013 A1 и поверхности Марса.

© NASA/JPL-Caltech/JHUAPL

Спектрограф на борту искусственного спутника сделал несколько фотографий в инфракрасном диапазоне, демонстрирующих кому кометы – облако пыли и газа, окружающее ее ядро.

Siding Spring заинтересовала ученых потому, что ее орбита, согласно расчетам, может проходить через облако Оорта – огромную гипотетическую область из транснептуновых (находящихся за орбитой Нептуна) объектов, которая, вероятно, окружает планетную систему Солнца и пояс Койпера.

Объекты из облака Оорта могут содержать химический состав, сохранившийся со времен рождения Солнечной системы приблизительно 4,6 миллиарда лет назад. Таким образом, изучение подобных небесных тел может многое рассказать о прошлом нашей планетной системы.