«Слепоту» космонавтов связали с объемом ликвора

«Слепоту» космонавтов связали с объемом ликвора

Американские ученые пришли к выводу, что ухудшение зрения в результате длительного пребывания в условиях микрогравитации может быть связано с изменениями объема цереброспинальной жидкости. Соответствующий пресс-релиз опубликован на сайте EurekAlert!.

Влияние условий микрогравитации на здоровье космонавтов является приоритетным в исследованиях на Международной космической станции (МКС). Предыдущие работы показали, что пребывание в космосе может подавлять выработку в организме человека Т-лимфоцитов, приводить к дерматитам, а также нарушениям зрения, в частности его остроты. При этом причины таких изменений изучены недостаточно. Так, до сих пор считалось, что ухудшение зрения при длительных (около полугода) полетах в космос может быть связано с избыточным притоком крови в головной мозг.

В новой работе ученые из Университета Майами обследовали участников семи длительных и девяти краткосрочных миссий МКС с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Согласно гипотезе, изменения структуры (уплощение глазных яблок, воспаление зрительного нерва) в зрительном анализаторе космонавтов связаны с цереброспинальной жидкостью, или ликвором. Она представляет собой прозрачную жидкость, которая циркулирует между головным и спинным мозгом и предотвращает их механические повреждения.

Результаты показали, что, по сравнению с участниками краткосрочных миссий, у космонавтов из экспериментальной группы после полета значительно вырос объем цереброспинальной жидкости вокруг зрительного нерва и в желудочках головного мозга. Вместе с тем у них наблюдалось уплощение глазных яблок и воспаление зрительного нерва. Изменений других структур, например объема серого и белого вещества мозга, зафиксировано не было. По мнению ученых, полученные данные помогут в разработке мер профилактики таких нарушений.

Подробности исследования будут представлены на ежегодном собрании Радиологического общества Северной Америки 28 ноября.

Меры, принятые более тридцати лет назад, оказывают положительное влияние на земную атмосферу.

Гидроксихлорохин, использующийся при лечении малярии, показал высокую эффективность против вируса SARS-CoV-2, особенно в сочетании с антибиотиком азитромицином. Правда, делать выводы о появлении потенциального препарата против этого патогена еще очень рано. Неясны также и причины по которым лекарства, созданные совсем от других болезней, могут оказаться эффективными против нового вируса.