«Слепоту» космонавтов связали с объемом ликвора — Naked Science
28.11.2016
Редакция Naked Science

«Слепоту» космонавтов связали с объемом ликвора

Американские ученые пришли к выводу, что ухудшение зрения в результате длительного пребывания в условиях микрогравитации может быть связано с изменениями объема цереброспинальной жидкости. Соответствующий пресс-релиз опубликован на сайте EurekAlert!.

iss040e006106

Влияние условий микрогравитации на здоровье космонавтов является приоритетным в исследованиях на Международной космической станции (МКС). Предыдущие работы показали, что пребывание в космосе может подавлять выработку в организме человека Т-лимфоцитов, приводить к дерматитам, а также нарушениям зрения, в частности его остроты. При этом причины таких изменений изучены недостаточно. Так, до сих пор считалось, что ухудшение зрения при длительных (около полугода) полетах в космос может быть связано с избыточным притоком крови в головной мозг.

В новой работе ученые из Университета Майами обследовали участников семи длительных и девяти краткосрочных миссий МКС с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Согласно гипотезе, изменения структуры (уплощение глазных яблок, воспаление зрительного нерва) в зрительном анализаторе космонавтов связаны с цереброспинальной жидкостью, или ликвором. Она представляет собой прозрачную жидкость, которая циркулирует между головным и спинным мозгом и предотвращает их механические повреждения.

Результаты показали, что, по сравнению с участниками краткосрочных миссий, у космонавтов из экспериментальной группы после полета значительно вырос объем цереброспинальной жидкости вокруг зрительного нерва и в желудочках головного мозга. Вместе с тем у них наблюдалось уплощение глазных яблок и воспаление зрительного нерва. Изменений других структур, например объема серого и белого вещества мозга, зафиксировано не было. По мнению ученых, полученные данные помогут в разработке мер профилактики таких нарушений.

Подробности исследования будут представлены на ежегодном собрании Радиологического общества Северной Америки 28 ноября.