10.10.2017
Редакция Naked Science
1 138

Шизофрению связали с нарушениями работы кровеносной системы

Ученые объяснили развитие шизофрении отклонениями, ведущими к нарушениям гемато-энцефалического барьера.

b386ae78529d3df781624e082a4bee78

Исследователи из Ирландии, Великобритании и США пришли к выводу, что одной из причин развития шизофрении могут быть нарушения работы гемато-энцефалического барьера. Этот физиологический механизм регулирует обмен веществ между кровеносной системой и центральной нервной системой, не позволяя чужеродным веществам проникать в мозг.

Шизофренией страдают 0,3–0,7% населения Земли. Это расстройство связано с распадом мыслительных и эмоциональных процессов.

Шизофрения может проявляться в виде галлюцинаций, параноидного бреда, навязчивых идей и общей дезорганизованности мышления и речи. Нередко болезнь не позволяет работать и поддерживать социальные контакты. Причины шизофрении сегодня остаются неясными. Заболевание передается по наследству, но точные механизмы наследования пока не выявлены. Основные гипотезы возникновения шизофрении объясняют болезнь нарушениями обмена нейромедиатора дофамина («дофаминовая гипотеза») или глутаминовой кислоты («кинуреновая гипотеза»).

Авторы новой работы предположили, что шизофрению могут вызывать нарушения гемато-энцефалического барьера. Основой работы стали исследования синдрома Ди Джорджи (22q11DS). Это редкое генетическое заболевание, к которому приводит «потеря» участка 22-й хромосомы. У больных синдромом Ди Джорджи значительно повышен риск развития шизофрении. Ученые объясняют это «выпадением» при хромосомной перестройке гена CLDN5, связанного с выработкой белка клаудин-5. Это один из основных белков, обеспечивающих работу гемато-энцефалического барьера.

Эксперименты на мышах показали: подавление активности этого гена приводит к повреждениям гемато-энцефалического барьера и изменениям в поведении животных. Мыши с подавленной активностью гена демонстрировали нарушения памяти и способности к обучению, моторные затруднения и тревожность. Посмертные исследования мозга людей, больных шизофренией, показали: уровень клаудина-5 у них значительно отличается от показателей здоровых людей.

Комментирует генетик Мэттью Кэмпбелл (Matthew Campbell) из ирландского Тринити-колледжа: «Наши выводы впервые позволяют предположить, что шизофрения — расстройство, связанное с нарушениями в работе кровеносных сосудов мозга». Ученый полагает, что такой подход в перспективе может привести к разработке новых лекарств против шизофрении, способных помочь большему количеству пациентов.

Исследование опубликовано в журнале Molecular Psychiatry.

Ранее ученые выяснили, что витамины группы B могут снижать риск рецидивов у больных шизофренией.