20.02.2017
Редакция Naked Science

Серджио Канаверо провел важный эксперимент в рамках подготовки к операции по пересадке головы

Итальянский нейрохирург Серджио Канаверо, готовящийся провести первую в истории операцию по пересадке человеческой головы, опубликовал фото, на которых видны срастающиеся нейроны в «половинках» спинного мозга мышей.

wx1080

Итальянец Серджио Канаверо держит в напряжении весь научный мир: еще в 2013 году он заявил, что готов пересадить голову человека на тело, полученное от донора. На призыв ученого откликнулся программист из России Валерий Спиридонов, который прикован к инвалидной коляске. ИТ-специалист страдает от синдрома Верднига – Гоффмана – тяжелого генетического заболевания, из-за которого человек лишается возможности двигаться. Пересадка головы – единственный шанс для программиста жить нормальной жизнью.

Операция по пересадке связана с фундаментальными трудностями. Одна из них обусловлена необходимостью правильного соединения спинного и головного мозга. Для этого Канаверо решил использовать специальную методику, получившую название «протокол GEMINI». Также ученый показал необычный алмазный скальпель и новую систему виртуальной реальности, которые должны помочь в деле трансплантации головы.

Напомним, еще в 2016 году ученый провел эксперимент, в рамках которого собаке и мышам перерезали позвоночник. И сейчас Серджио Канаверо и его коллеги заявили о большом успехе, делающем благополучный исход операции более возможным. Исследователи опубликовали фотографии, на которых можно рассмотреть срастающиеся нейроны в «половинках» спинного мозга лабораторных мышей.

Фотографии растущих нейронов в разрезанном спинном мозге мыши / ©Kim et al./Neural Regen Res 12(1):149-150

Для успешного сращивания нейронов ученые применили специальный состав, в основе которого лежит полиэтиленгликоль. Ранее проведенные опыты показали, что такой состав может способствовать заживлению ран нервной ткани. На снимках видно, что нервные окончания действительно стали прорастать через шрам в спинном мозге животных. Таким образом, можно говорить, по крайней мере, о частичной работоспособности методики Канаверо.

Серджио Канаверо объявил, что готов осуществить первую в мире операцию по пересадке головы уже в 2017-м. В ней будут задействованы примерно сто хирургов. Операция может занять 36 часов.