Самые далекие звезды Млечного Пути могут быть гостями из другой галактики — Naked Science

Самые далекие звезды Млечного Пути могут быть гостями из другой галактики

11 самых далеких звезд нашей Галактики находятся от нас на головокружительном расстоянии в 300 тыс. световых лет – далеко за пределами спирального диска. Возможно, они вовсе ей не принадлежат: судя по новым данным, Млечный Путь мог перетянуть их от соседней карликовой галактики.

stars0

Эллиптическая галактика в Стрельце (Sagittarius Dwarf Elliptical Galaxy, SagDEG) – одна из нескольких десятков карликовых спутниц Млечного Пути. Она находится у края самой нашей Галактики, в 50 тыс. световых лет от ее центра, и сама имеет в поперечнике не более 10 тыс. световых лет. За время их совместного существования SagDEG совершила уже не один оборот вокруг значительно более крупного и тяжелого Млечного Пути.

По некоторым предположениям, именно ее движение стимулировало образование четко оформленных рукавов нашей Галактики. Но и Млечный Путь, конечно, серьезно вмешивается в жизнь спутницы SagDEG. Эти взаимодействия на протяжении последних 8 млрд лет смоделировал знаменитый гарвардский астрофизик Ави Лёб (Avi Loeb) и его коллега Марион Дьерикс (Marion Dierickx), отчет об этой работе они опубликовали в The Astrophysical Journal.

Для различных вариантов расчетов ученые использовали разные скорости и углы сближения двух галактик, после чего сравнивали получившуюся картину с той, которая наблюдается сегодня астрономическими инструментами. «Начальная скорость и угол имели большое влияние на конечную орбиту, – поясняет Лёб, – так же, как скорость и угол запуска ракеты определяют траекторию ее полета». Самый подходящий вариант модели продемонстрировал следующую картину взаимоотношений между двумя галактиками.

В ходе серии сближений с Млечным Путем карликовая галактика SagDEG потеряла треть звезд и 90 процентов темной материи, образовав три огромных потока вещества / ©HSCfA/Dierickx and Loeb, 2017

На первых этапах этой встречи (за 8 млрд лет до настоящего времени) SagDEG была куда крупнее своих нынешних размеров, масса ее в то время оценивается в 10 млрд масс Солнца (около 1 процента массы Млечного Пути). Однако постепенно карликовая галактика потеряла около трети своих звезд и до 90 процентов темной материи.

Это вещество образовало три отдельных звездных потока, которые растянулись на огромном расстоянии – до 1 млн световых лет от центра Млечного Пути. К этим потокам относятся пять из группы 11-ти самых периферийных звезд нашей Галактики – остальные шесть, по предположению ученых, были «утащены» у какой-то другой карликовой соседки. У какой именно – следствие обязательно покажет.

Ученые из МФТИ предложили способ экспериментальной проверки образцов на статус спин-долинного полуметалла — перспективного материала для электроники будущего и вживляемой биоэлектроники.