Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
12.01.2017
Редакция Naked Science

Самые далекие звезды Млечного Пути могут быть гостями из другой галактики

11 самых далеких звезд нашей Галактики находятся от нас на головокружительном расстоянии в 300 тыс. световых лет – далеко за пределами спирального диска. Возможно, они вовсе ей не принадлежат: судя по новым данным, Млечный Путь мог перетянуть их от соседней карликовой галактики.

stars0

Эллиптическая галактика в Стрельце (Sagittarius Dwarf Elliptical Galaxy, SagDEG) – одна из нескольких десятков карликовых спутниц Млечного Пути. Она находится у края самой нашей Галактики, в 50 тыс. световых лет от ее центра, и сама имеет в поперечнике не более 10 тыс. световых лет. За время их совместного существования SagDEG совершила уже не один оборот вокруг значительно более крупного и тяжелого Млечного Пути.

По некоторым предположениям, именно ее движение стимулировало образование четко оформленных рукавов нашей Галактики. Но и Млечный Путь, конечно, серьезно вмешивается в жизнь спутницы SagDEG. Эти взаимодействия на протяжении последних 8 млрд лет смоделировал знаменитый гарвардский астрофизик Ави Лёб (Avi Loeb) и его коллега Марион Дьерикс (Marion Dierickx), отчет об этой работе они опубликовали в The Astrophysical Journal.

Для различных вариантов расчетов ученые использовали разные скорости и углы сближения двух галактик, после чего сравнивали получившуюся картину с той, которая наблюдается сегодня астрономическими инструментами. «Начальная скорость и угол имели большое влияние на конечную орбиту, – поясняет Лёб, – так же, как скорость и угол запуска ракеты определяют траекторию ее полета». Самый подходящий вариант модели продемонстрировал следующую картину взаимоотношений между двумя галактиками.

В ходе серии сближений с Млечным Путем карликовая галактика SagDEG потеряла треть звезд и 90 процентов темной материи, образовав три огромных потока вещества / ©HSCfA/Dierickx and Loeb, 2017

На первых этапах этой встречи (за 8 млрд лет до настоящего времени) SagDEG была куда крупнее своих нынешних размеров, масса ее в то время оценивается в 10 млрд масс Солнца (около 1 процента массы Млечного Пути). Однако постепенно карликовая галактика потеряла около трети своих звезд и до 90 процентов темной материи.

Это вещество образовало три отдельных звездных потока, которые растянулись на огромном расстоянии – до 1 млн световых лет от центра Млечного Пути. К этим потокам относятся пять из группы 11-ти самых периферийных звезд нашей Галактики – остальные шесть, по предположению ученых, были «утащены» у какой-то другой карликовой соседки. У какой именно – следствие обязательно покажет.