Раскрыт секрет микроба, убивающего человека за 24 часа — Naked Science
08.07.2016
Редакция Naked Science

Раскрыт секрет микроба, убивающего человека за 24 часа

Исследователи раскрыли секрет бактерии Burkholderia pseudomallei, являющейся возбудителем «вьетнамской лихорадки» и в некоторых случаях убивающей человека уже через сутки после заражения.

gram-negative-burkholderia-pseudomallei-bacteria-which-was-grown-on-a-medium-of-sheeps-blood-agar

Представляющему австралийский Университет Гриффита Джеймсу Сент-Джону (James St John) и его коллегам удалось выяснить, как Burkholderia pseudomallei проникает в мозг и убивает человека уже через 24 часа после заражения.

Эксперимент на мышах показал, что микроорганизм использует довольно специфическую схему. Он попадает в человеческий организм при помощи обонятельных нервов в носовой полости: они используются в качестве своего рода «шоссе», при помощи которого бактерия направляется в сторону мозга и беспрепятственно проникает через гематоэнцефалический барьер. Последний является физиологическим барьером между кровеносной и центральной нервной системой.

Однако это еще не все: далее микроб распространяется через спинной мозг по всему человеческому организму. Этот метод проникновения и распространения объясняет то, почему Burkholderia pseudomallei столь опасна для человека и почему способна убить его за столь короткий срок. По словам ученых, открытие позволит более эффективно противостоять угрозе. Так, уже сейчас были выделены белки, с помощью которых микроорганизм проникает в обонятельные нейроны.

Burkholderia pseudomallei вызывает опаснейшее заболевание – мелиоидоз. Это острая инфекционная болезнь, которая протекает в виде тяжелого сепсиса с образованием множественных абсцессов в разных органах или в виде относительно доброкачественных легочных форм. Если говорить о течении и симптомах, то болезнь похожа на острый туберкулез.

Больше всего от мелиоидоза страдает население Южной и Юго-Восточной Азии: здесь от «вьетнамской лихорадки» каждый год погибают более 90 тыс. человек. В этих регионах только ВИЧ и туберкулез убивают больше населения. Мелиоидоз имеет две формы: острую и хроническую. При острой летательный исход наблюдается в 40% случаев. При хронической форме больной может столкнуться с первыми симптомами через 10–20 лет после заражения Burkholderia pseudomallei.