Раскрыт секрет микроба, убивающего человека за 24 часа — Naked Science
08.07.2016
Редакция Naked Science

Раскрыт секрет микроба, убивающего человека за 24 часа

Исследователи раскрыли секрет бактерии Burkholderia pseudomallei, являющейся возбудителем «вьетнамской лихорадки» и в некоторых случаях убивающей человека уже через сутки после заражения.

gram-negative-burkholderia-pseudomallei-bacteria-which-was-grown-on-a-medium-of-sheeps-blood-agar

Представляющему австралийский Университет Гриффита Джеймсу Сент-Джону (James St John) и его коллегам удалось выяснить, как Burkholderia pseudomallei проникает в мозг и убивает человека уже через 24 часа после заражения.

Эксперимент на мышах показал, что микроорганизм использует довольно специфическую схему. Он попадает в человеческий организм при помощи обонятельных нервов в носовой полости: они используются в качестве своего рода «шоссе», при помощи которого бактерия направляется в сторону мозга и беспрепятственно проникает через гематоэнцефалический барьер. Последний является физиологическим барьером между кровеносной и центральной нервной системой.

Однако это еще не все: далее микроб распространяется через спинной мозг по всему человеческому организму. Этот метод проникновения и распространения объясняет то, почему Burkholderia pseudomallei столь опасна для человека и почему способна убить его за столь короткий срок. По словам ученых, открытие позволит более эффективно противостоять угрозе. Так, уже сейчас были выделены белки, с помощью которых микроорганизм проникает в обонятельные нейроны.

Burkholderia pseudomallei вызывает опаснейшее заболевание – мелиоидоз. Это острая инфекционная болезнь, которая протекает в виде тяжелого сепсиса с образованием множественных абсцессов в разных органах или в виде относительно доброкачественных легочных форм. Если говорить о течении и симптомах, то болезнь похожа на острый туберкулез.

Больше всего от мелиоидоза страдает население Южной и Юго-Восточной Азии: здесь от «вьетнамской лихорадки» каждый год погибают более 90 тыс. человек. В этих регионах только ВИЧ и туберкулез убивают больше населения. Мелиоидоз имеет две формы: острую и хроническую. При острой летательный исход наблюдается в 40% случаев. При хронической форме больной может столкнуться с первыми симптомами через 10–20 лет после заражения Burkholderia pseudomallei.

Группа ученых Центра прикладного анализа больших данных и лаборатории сравнительных исследований качества жизни Томского государственного университета исследовала «цифровые следы» жителей 83 регионов РФ для определения уровня субъективной удовлетворенности качеством жизни. Данные показали, что качество жизни высоко оценивают жители Чукотского автономного округа, ряда национальных республик на Северном Кавказе, Республики Алтай, Псковской и Рязанской областей, Камчатского и Пермского краев, а также Санкт-Петербурга.