Процветание тараканов связали с их длинным геномом — Naked Science
21.03.2018, 06:13
Naked Science

Процветание тараканов связали с их длинным геномом

Биологи исследовали геном американских тараканов, который оказался редким и по числу кодируемых химических рецепторов, и по общей длине.

blatta0

Американские тараканы Periplaneta americana – космополитический вид, живущий и в природе, и в антропогенной среде на всех заселенных континентах. Они всеядны, и хотя обычно питаются пищевыми отходами, могут повреждать бумагу и мыло, одежду и обувь. Они разносят целый букет инфекций, и они непобедимы, великолепно адаптируясь к изменчивой жизни по соседству с человеком. Некоторые секреты их способностей раскрывает новая статья, опубликованная журналом Nature Communications.

Профессор Института физиологии и экологии растений Китайской академии наук Шуай Чжань (Shuai Zhan) и его коллеги исследовали геном таракана P. americana. Общая длина его ДНК оценивается в 3,38 млрд нуклеотидов – это почти рекорд среди насекомых, для которых установлена такая цифра: длиннее геном только у саранчи Locusta migratoria. Более того, и у тех, и у других большую часть ДНК (около 60 процентов) составляют длинные повторяющиеся последовательности.

Однако главным секретом «суперспособностей» P. americana к выживанию ученые считают смысловые участки их ДНК – гены. Их у этих тараканов оказалось немало: более 10,1 тыс. (у прусаков B. germanica – 13,6 тыс., что делает оба вида исключительными среди насекомых, у которых эта цифра крайне редко превышает 7 тыс.). Среди генов авторам удалось определить более 150, кодирующих обонятельные рецепторы, а также более 500 генов рецепторов вкуса. Предполагается, что неустановленными остаются еще сотни других хеморецепторов – и вместе они и делают тараканов столь успешными и в поиске доступной пищи, и в избегании опасных ловушек.

Стоит отметить и наличие у них генов, позволяющих регенерировать потерянные конечности. Интересно, что сравнение ДНК американских тараканов с геномами трех родственных видов (тараканов-прусаков и двух видов термитов) показало, что P. americana ближе к термитам, которых не так давно официально причислили к общей с тараканами группе.