Популярные «природные» версии мерцания странной звезды «Табби» не подтвердились — Naked Science
05.10.2017
Редакция Naked Science

Популярные «природные» версии мерцания странной звезды «Табби» не подтвердились

Астрономы выяснили, что в недалеком прошлом загадочная звезда KIC 8462852 не только тускнела, но периодически повышала свою яркость на продолжительное время. Это как минимум накладывает очень серьезные ограничения на весьма популярные «планетную», «астероидную», «пылевую» и некоторые другие гипотезы.

cvkbt7kwaaa9avy

Звезда KIC 8462852 (она же звезда «Табби») давно стала одной из главных загадок Вселенной. Расположено светило в созвездии Лебедя на расстоянии 1480 световых лет от Солнца. В 2015 году астрономы опубликовали весьма интригующие выводы: оказалось, что светимость звезды падала на величину до 22 процентов, и такие «скачки» ученые наблюдали на протяжении разных временных промежутков. Если бы мы имели дело с проходящими по диску звезды планетами или астероидами, то светимость, вероятно, снижалась бы через регулярные интервалы.

Другой интересный вывод: яркость светила планомерно снижалась на протяжении всего XX века. Вряд ли этому могли способствовать планеты или астероиды, находящиеся поблизости от звезды.

И все-таки версию о том, что на светимость KIC 8462852 влияют некие природные объекты, находящиеся поблизости, многие ученые считали и считают наиболее правдоподобной. Во всяком случае, ее рассматривают чаще, чем гипотезы о строительстве вокруг звезды гипотетического внеземного астроинженерного сооружения, напоминающего сферу Дайсона.

Инфракрасный (слева) и ультрафиолетовый (справа) диапазоны KIC 8462852 / ©wikipedia

Сейчас американский астроном Джошуа Саймон (Joshua Simon) и его коллеги постарались узнать больше про KIC 8462852. Ученые проанализировали данные, полученные в рамках проекта ASASSN, являющегося автоматизированной системой поиска сверхновых, а также обзора ASAS, направленного на непрерывную слежку за всем ночным небом. Новые данные позволили увидеть изменения светимости звезды «Табби» в долгосрочной перспективе.

Полученная информация удивила исследователей в очередной раз. Оказалось, что яркость светила снизилась на 1,5% с февраля 2015 года, что, по меркам астрономии, очень и очень много. Но еще более странным оказалось то, что за последние одиннадцать лет яркость звезды два раза повышалась на продолжительное время.

Такие повышения яркости, по мнению ученых, фактически исключают влияние неких планет или астероидов на изменение светимости звезды. В то же время фантастические версии об инопланетянах исследователи тоже не спешат выдвигать на первый план. Новые наблюдения, скорее, склоняют астрономов к мысли, что причиной странных метаморфоз со звездой являются сложные физические процессы, происходящие в ее недрах, а не некие природные или искусственные объекты, находящиеся рядом.

Детально о звезде «Табби» мы писали в 26-м номере журнала Naked Science.