26.09.2018
Редакция Naked Science
2 302

Подвергнутые стрессу эмбрионы лучше приживаются во время ЭКО

Проводя исследования на мышах, ученые пришли к неожиданным выводам: небольшой стресс при оплодотворении яйцеклетки в пробирке может повысить вероятность успешного вынашивания.

7947b0f000477f7e1b0272c0027eb8ad_1440x
©Wikipedia / Автор: Павел Сорокин

Исследователи из Манчестерского университета проводили эксперименты на мышах, финансируемые благотворительной организацией Wellbeing for Women («Благополучие женщин»), с целью повысить эффективность экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Результаты оказались прямо противоположными тому, что ожидали ученые. Статья, посвященная работе, опубликована в журнале Reproduction.

ЭКО — технология, при которой яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют in vitro, то есть в пробирке. После этого начинается этап культивирования эмбриона в течение двух-пяти дней, затем его переносят обратно в матку женщины. За раз рекомендуется переносить в матку не более четырех эмбрионов, чтобы избежать многоплодия. Однако вероятность успешного вынашивания и родов при ЭКО невысока: по данным Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ) от 2013 года, у 36,6% женщин была зафиксирована клиническая беременность, а 25,8% пациентов даже родили ребенка.

Исследователи решили проверить, как помещение эмбрионов в стрессовые условия во время оплодотворения in vitro может влиять на их дальнейшее закрепление к стенкам матки и развитие. Ученые заставляли эмбрионы испытывать стресс, многократно помещая их в раствор, что вызывало у них потерю воды и как следствие сокращение объема. После этого эмбрионы помещали в матку лабораторной мыши, где отслеживали, какой процент из них приживется. В итоге вероятность неуспешного исхода событий снизилась на 70% в эмбрионах, подвергавшихся стрессу, и на 30% — в тех, которые стрессу не подвергались.

Стоит отметить, что ученые использовали только один метод создания стрессовых условий и не пытались, например, подвергать эмбрионы воздействию температуры. Исследователи подчеркивают: несмотря на то что результаты оказались неожиданными и интересными, проводить проверку эксперимента на человеческом эмбрионе пока нецелесообразно в клинических условиях. Однако, по словам ведущего автора исследования, если ученые смогут выяснить, что конкретно происходит внутри этих эмбрионов, это может открыть новую область исследований и в один прекрасный день приведет к улучшению эффективности процедуры ЭКО.

Также стоит учитывать, что исследование все еще находится на ранней стадии и ученые не знают, какое влияние стресс может оказать на последующее развитие эмбриона.