Победить импотенцию помогут генетика и синяя лампа — Naked Science

Победить импотенцию помогут генетика и синяя лампа

Технологии оптогенетики становятся одними из ключевых в современных нейрофизиологических исследованиях. Суть подхода состоит в использовании пигмента микроскопических водорослей: реагируя на синий свет, этот белок перекачивает ионы через мембрану светочувствительного органа клетки.

mouse-erection_1024

Этот процесс ученые и взяли на вооружение: кодирующий пигмент фрагмент ДНК из водоросли с помощью модифицированного (безвредного) вируса переносится прямо в нужные нейроны подопытных животных. Ген начинает работу, и мембраны нейронов оказываются усеяны светочувствительными белками. Получается, что такие нервные клетки можно напрямую стимулировать светом, запуская соответствующие процессы в мозге – и в целом организме.

Понятно, что все подобные эксперименты ставятся исключительно на лабораторных животных – даже не на обезьянах, а максимум на грызунах. Однако швейцарские ученые дерзко предлагают перейти к людям: они указывают на то, что целенаправленная стимуляция нужных нейронов может вызывать эрекцию – у тех мужчин, которые испытывают с этим по-настоящему тяжелые проблемы.

Надо сказать, что эрекцию пениса обеспечивает наполнение кровью пещеристых тел. Однако наполнение – полдела: кровь нужно еще и удержать. Известная всем виагра тормозит именно отток ее из пещеристых тел, продлевая эрекцию. Но она неспособна ее вызвать, для этого, все-таки, требуется сексуально привлекательный объект, стимулирующий возбуждение. «С другой стороны, оптогенетика может вызвать эрекцию вообще без особого сексуального стимула», – отмечает один из авторов новой работы Джейсон Кёблер (Jason Koebler).

Упрощенно говоря, ученые спроектировали «оптогенетический стимулятор эрекции»: достаточно включить синюю лампу. В экспериментах использовались стандартные светильники Philips goLITE BLU, которые иногда применяются для имитации солнечного света и лечения сезонного аффективного расстройства. Генетическая модификация помогла встроить светочувствительный белок в пещеристые тела самцов лабораторных мышей – и 55 секунд спустя после поворота выключателя их пенисы реагировали надежно и эффектно.

Модификация расслабляла пещеристые тела, позволяя им наполняться кровью, – в сочетании с использованием виагры это позволило вернуть к полноценной половой жизни даже самых безнадежных мышей. По словам авторов, они «отделили эректильную дисфункцию от физиологического контроля» и «индуцировали эрекцию простым освещением обычной лампы». Возбуждение наступало без сексуального объекта. Теперь осталось добиться того, чтобы и удовлетворение приходило тоже по щелчку выключателя…