Перелетные птицы потеряли цвет, чтобы их не съели во время миграции

Оказавшись где-нибудь в тропиках и с удивлением рассматривая экзотическую природу, вы легко можете блеснуть эрудицией перед своими спутниками, отличая перелетных птиц, оказывающихся здесь лишь в определенный сезон, от настоящих местных жителей. Самки пернатых, постоянно обитающих у экватора...

27 мая 2015 Сергей Васильев Комментариев: 0

Такое наблюдение люди сделали уже не одно столетие назад, и долгое время это различие объяснялось разницей в продолжительности периода, подходящего для выращивания птенцов. Считалось, что на севере, где подходящий сезон довольно краток, самцы всеми силами вырабатывают яркое оперение, стремясь поскорее привлечь самку, спариться и начать заботу о потомстве, пока не пришли холода. Соответственно, птицам юга эти проблемы незнакомы, и они могут блистать всеми красками тропиков.

Впрочем, недавняя работа биологов из Техаса предлагает новое объяснение этому давнему наблюдению. Самки перелетных птиц стремятся выглядеть как можно незаметнее лишь затем, чтобы снизить риск оказаться в когтях хищников во время долгого и полного опасностей пути. Авторы проанализировали окраску перьев, пути миграции, места и время спариваний и гнездования у более чем сотни видов перелетных птиц. И максимальную корреляцию окраска самок продемонстрировала именно с длиной маршрута миграции – а вовсе не с длительностью «родительского» сезона.

Так, самки каштановых лесных певунов Setophaga castanea, мигрирующих из лесов Канады аж до Карибских островов (порядка 7000 км), выглядят совершенно невзрачными на фоне своих ярких самцов. Зато их родственники с юга, горихвостковые певуны Myioborus miniatus (на иллюстрации), могут похвастаться прекрасным, полноцветным оперением независимо от пола.

Аватар пользователя Александр Корякин