Паразит превращает бабочек в «роковых женщин» — Naked ScienceNaked Science
20.07.2016, 13:02
Naked Science

Паразит превращает бабочек в «роковых женщин»

Открыт весьма необычный микроб-паразит, который «зомбирует» бабочек женского пола

danaus_chrysippus_male_hc_tw

О том, что паразиты могут кардинально менять поведение насекомых, известно давно. И сейчас ученые открыли новую способность у микробов вида Spiroplasma ixodeti, которые, как считалось ранее, не представляли опасности для бабочек.

Исследователи проследили за кенийскими Danaus chrysippus и выявили интересную особенность Spiroplasma ixodeti. И хотя микроб не влиял на взрослых особей, он кардинальным образом менял поведение потомства Danaus chrysippus. В случае, если взрослая особь была заражена паразитом, вероятность появления самцов из яиц была минимальной, а если они рождались, то поедались своими сестрами, «зомбированными» Spiroplasma ixodeti.

Но какая польза от этого для микроба? По словам ученых, в роли носителей и разносчиков Spiroplasma ixodeti выступают именно самки, а вот заражение самцов не способствует распространению паразита. Иными словами, убивая особей мужского пола, микроб расчищает для себя жизненное пространство, так как среди новорожденных Danaus chrysippus идет жесткая борьба. Сами ученые назвали такую стратегию размножения паразита весьма успешной.

Danaus chrysippus является дневной бабочкой из подсемейства Данаиды. Длина переднего крыла составляет 33 – 43 мм, а размах крыльев равен 66 – 88 мм. Этих бабочек можно встретить в тропических и субтропических районах всех континентов.

Ученые сделали еще одно важное открытие. Оказалось, что паразит превращает в «роковых женщин» лишь представительниц одного из подвидов Danaus chrysippus. Причем в зараженном кенийском районе микроб привел к изменению генома бабочек. Таким образом, по словам специалистов, Spiroplasma ixodeti заставляет представителей подвидов разделяться все дальше. Этот случай весьма заинтересовал ученых, поскольку обычно появление новых видов обусловлено не деятельностью паразитов, а изменениями условий окружающей среды.