Ученые: черви-паразиты выбирают свою жертву по запаху

Запах играет важнейшую роль в определении привлекательности потенциального носителя для некоторых видов червей-паразитов. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале PLOS Pathogens.

15 авг 2014 Олег Овечкин Комментариев: 0

В научной среде уже не раз высказывалось предположение о том, что черви-паразиты выбирают будущего носителя по запаху. Группе американских ученых под руководством Элиссы Хэллем (Elissa Hallem) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе удалось доказать это экспериментально, сравнив поведение некоторых видов червей.

В ходе исследования изучалось восемь видов паразитов, три из которых прокусывают кожу, чтобы проникнуть в организм носителя, Их поведенческие стратегии, как подтвердили ученые, различаются – одни «сидят в засаде», ожидая пока жертва приблизится, другие постоянно находятся в активном поиске потенциального носителя, а третьи совмещают оба метода.

Каждый из червей вне зависимости от своей стратегии по поиску носителей реагировал на определенные запахи – как положительно, приближаясь к источнику, так и отрицательно, удаляясь от него. Червю Str. stercoralis, например, нравились запахи человеческой кожи и пота. А Haemonchus contortus, который устраивается внутри различного скота, позитивно реагировал на запахи травы и дыхания коров – идеально, чтобы попасть в организм носителя вместе с едой.

Ученые: черви-паразиты выбирают свою жертву по запаху

Черви Haemonchus contortus в овечьих кишках / ©Moredun Research Institute

Сравнив поведенческие стратегии каждого из рассматриваемых видов червей, исследователи обнаружили, что те, кто выбирают похожих носителей, сами схожи между собой – даже если виды генетически далеки друг от друга. Таким образом, обонятельные предпочтения червей можно предсказывать по специфике привлекательного для них носителя.

Ученые считают, что это исследование открывает перспективы создания ловушек и репеллентов, которые помогут людям и животным избегать контакта с паразитами.

Аватар пользователя Михаил Лещ