Палеонтологи описали предшественников тираннозавра — Naked Science

Палеонтологи описали предшественников тираннозавра

Ученые открыли хищных и крупных тираннозаврид, которые могли выслеживать добычу по вибрации.

sn-trex

Новый вид тираннозаврид, обнаруженный американскими учеными, получил название Daspletosaurus horneri в честь палеонтолога Джека Хорнера (Jack Horner), который широко известен своим участием в постановке фильма «Парк юрского периода». Ящер древнее и примитивнее тех же тираннозавров, но обладал некоторыми необычными особенностями, о них ученые пишут в статье, опубликованной журналом Scientific Reports.

D. horneri жил около 75 млн лет назад и достигал 2 м в высоту и до 9 м от носа и до кончика хвоста – лишь немногим меньше самого T. rex, который появился несколько миллионов лет спустя. Как и прочие тираннозавриды, он перемещался на двух ногах и был опасным хищником. Его окаменелые останки сохранились на удивление хорошо, особенно череп и челюсть. Это позволило ученым исследовать малейшие неровности, связанные с располагавшимися поверх мягкими тканями, и восстановить возможный облик динозавра.

Палеонтологи показали, что морда D. horneri была покрыта плоскими ороговевшими чешуйками – по мнению ученых, они защищали ее при проникновении головы в тело мертвой жертвы во время питания. Кроме того, перед глазами у них имелись небольшие «рога» – скорее, бугорки. Но интереснее всего оказалось множество отверстий для выхода сосудов и нервных волокон, которые ученые заметили на поверхности черепа. Это делало ороговевшее покрытие морды чрезвычайно чувствительным, как у современных крокодилов и других рептилий, у которых есть схожие отверстия.

Крокодилы могут чувствовать вибрацию, выслеживая жертву на охоте, и D. horneri, возможно, ощущал движение так же, как они, всей мордой, – по выражению одного из авторов работы Томаса Карра (Thomas Carr), «словно гигантская подушечка пальца».

Психологи Санкт-Петербургского государственного университета проследили механизм выделения главных признаков объекта, - центральный для успешного мышления. Также они выяснили, насколько его успешность зависит от взаимодействия вербальных и образных процессов. Результаты исследования помогут усовершенствовать методики развития понятийного мышления, дефицит которого в последнее время наблюдается как у школьников, так и у образованных взрослых.