13.04.2016
Редакция Naked Science

Обнаружено 100-летнее свидетельство существования экзопланетной системы

В архивах Обсерватории Карнеги обнаружено, судя по всему, древнейшее изображение экзопланетной системы. Стеклянная пластина со спектром звезды Ван Маанена датирована 1917 годом.

4368987890_9dec902c76_b

Как сообщает Phys.org, на старинное изображение, раскрывающее происходящее за пределами Солнечной системы, наткнулся доктор Джей Фарихи из Университетского колледжа Лондона, специализирующийся на изучении экзопланет. В архиве Обсерватории Карнеги он нашел пластину, содержащую изображение спектра звезды Ван Маанена – тусклого белого карлика в созвездии Рыб, открытого в 1917 году. Звезда находится на расстоянии 14 световых лет от Солнца, но, несмотря на близость, не видна невооруженным глазом.

©The Carnegie Institution for Science

Исследовав пластину, ученый обнаружил нечто невероятное. Так называемые «линии поглощения» спектра указывали на недостающие детали изображения – те места, где свет звезды проходил через какой-то объект, изменяя свой цвет. Расшифровка линий дала информацию о химическом составе поглощающего свет объекта: кальций, магний и железо. То есть речь шла о так называемом «грязно-белом карлике» – звезде, окруженной кольцом, состоящим из экзопланет и «звездного мусора».  Пластинка с изображением спектра датирована тем же годом, что и открытие звезды Ван Маанена, – 1917-м. До сих пор официально первые экзопланеты были открыты в 80-х годах ХХ века, а позже ученые подтвердили их существование.