«Вояджер-2» приблизился к границе гелиосферы — Naked Science
06.10.2018

«Вояджер-2» приблизился к границе гелиосферы

Космический аппарат, запущенный в 1977 году, приближается к гелиопаузе и уже через несколько месяцев может оказаться в межзвездном пространстве.

Объявление об этом было сделано NASA 5 октября. Оно основано на двух разных инструментах на борту аппарата «Вояджер-2». В конце августа они зарегистрировали небольшой всплеск в космических лучах, попадавших в зонд. Это похоже на то, что испытывал «Вояджер-1» примерно за три месяца до того, как вылетел в межзвездное пространство в 2012 году, но ученые не могут точно сказать, когда это случится на сей раз.

«Мы видим изменение в окружающей среде вокруг «Вояджера-2», в этом нет никаких сомнений, — говорит ученый проекта «Вояджер» Эд Стоун, физик из Калтеха. — Многое узнаем в грядущие месяцы, но все еще не имеем понятия, когда достигнем гелиопаузы. Единственное, что я могу сказать с уверенностью: мы пока еще не там».

Команда, работающая над миссией «Вояджер-2», знает, что космический аппарат находится примерно в 17,7 миллиарда километров от Земли. Однако трудно сказать, когда именно он покинет Солнечную систему, пройдя через гелиопаузу.

Гелиопауза представляет собой пузырь вокруг Солнечной системы, сформированный солнечным ветром — потоком заряженных частиц, непрерывно вылетающих из Солнца. Этот солнечный ветер ослабевает каждые 11 лет в соответствии с солнечным циклом. Другими словами, пузырь нашей звездной системы периодически расширяется и сжимается.

Учитывая то, что «Вояджер-2» не следует точь-в-точь по пути своего предшественника, ученые не уверены, что он будет испытывать те же изменения в данных во время своего путешествия на границе Солнечной системы. Так что до тех пор, пока «Вояджер-2» не пересечет гелиопаузу, нельзя с уверенностью сказать, где именно по отношению к ней он находится.

Когда бы он ни покинул Солнечную систему, «Вояджер-2» станет лишь вторым рукотворным объектом, вышедшим в межзвездное пространство.