Морские рыбы благодаря «камуфляжу» становятся невидимыми в океане

Морские рыбы благодаря «камуфляжу» становятся невидимыми в океане

Американские биологи выяснили, почему хищники зачастую не видят в открытом океане своих жертв – морских рыб. Небольшие пластинки из гуанина маскируют блеск чешуи рыб, благодаря чему она рассеивает поляризованный свет. И если хищник смотрит на свою жертву со стороны головы или хвоста – самых уязвимых мест, то просто не видит ее.

2086574261_5e7c16602e_o

О новом открытии сообщает журнал Science. Ученые и раньше знали, что чешуя рыб в океане не блестит, в то время как речные рыбы переливаются в солнечных лучах в воде. Однако только теперь в ходе эксперимента им удалось выяснить, что именно особое свойство чешуи рыб дает им возможность эффективно маскироваться от хищников. Майкл Твардовский (Michael Twardowski) из Атлантического университета штата Флорида в США и его коллеги с помощью специальной 3D-камеры изучили нескольких представителей морских рыб и проанализировали светоотражающие свойства отдельных чешуек на их теле.

Как выяснилось, рыбы могут видеть поляризованный свет. Именно это позволяет им столь хорошо видеть под водой, где почти весь свет поляризован. Использованная в эксперименте 3D-камера позволила биологам посмотреть на рыб глазами других рыб. Однако, как показал эксперимент, умение видеть поляризованный свет не помогает, а мешает хищникам видеть свою жертву. Чешуя морских рыб устроена таким образом, что если на нее смотреть снизу со стороны хвоста или головы, откуда обычно атакуют хищники, то рыба становится практически невидимой.

Ученые отмечают, что чешуя многих обитателей мирового океана содержит небольшие пластинки из гуанина, которые отражают поляризованные лучи. Что же касается пресноводных рыб, то их блестящая чешуя, напротив, делает их легкой добычей для хищников. Однако такие рыбы встречаются в основном в реках и прибрежных районах морей, где на небольшой глубине поляризация света не столь сильна. Это свойство чешуи морских рыб ученые предлагают использовать для разработки камуфляжа для человека.

Напомним, что недавно ученые обнаружили еще одну способность рыб избегать зубов хищника. В случае ранения многие морские обитатели – от морских огурцов до лосося – выделяют определенные химические вещества. Одни ученые полагают, что они могут служить предупреждающим сигналом для соплеменников, другие – помогать дезинфекции ран. Однако недавно ихтиологи Уна Лонштедт (Oona Lonnstedt) и Марк Маккормик (Mark McCormick) выдвинули совершенно новое и неожиданное объяснение. По мнению ученых, этот сигнал может привлекать других хищников – с тем, чтобы несчастная жертва получила шанс ловко ускользнуть, пока те будут в растерянности от неожиданной встречи друг с другом.