30.06.2016
Редакция Naked Science

«Молчание» энторинальной коры рассказало биологам о провалах в памяти

Аномальное взаимодействие энторинальной коры и гиппокампа связано с нарушением пространственной ориентации на знакомой территории, в том числе при болезни Альцгеймера. Об этом свидетельствует исследование, проведенное на базе Университета Райса (США).

skachannye_fayly
©Wikipedia / Автор: Иван Беляев

В эксперименте ученые вывели линию мышей с поверхностным рецептором, расположенным на клетках энторинальной коры. С помощью инъекций ивермектина команда активировала рецептор, чем блокировала работу коры. Затем исследователи изучали электрические потенциалы нейронов гиппокампа посредством введения в них зондов толщиной менее человеческого волоса.

На основании электрической активности гиппокампа, изменявшейся при перемещении животных, ученые выделили нейронные паттерны, которые были характерны для пребывания в знакомой и незнакомой обстановке. С «выключением» энторинальной коры сигналы в гиппокампе утрачивали пространственную специфику и возникали вне зависимости от местоположения особей.

На втором этапе исследования ученые обучали мышей прохождению водного лабиринта по визуальным подсказкам. Затем одной группе грузынов вводился ивермектин и всем особям предлагалось пройти испытание.

«Обучение длилось 7–10 дней, чтобы животные запомнили, в каком направлении двигаться, чтобы избежать воды. Но когда мы приглушили активность энторинальной коры некоторых мышей, их гиппокамп приходил в негодность, они не могли вспомнить, как выйти из лабиринта», — сообщил соватор работы Даоюн Джи.

По его словам, энторинальная кора работает по принципу воронки, принимая информацию от анализаторов — зрения, слуха, обоняния — и канализируя ее в гиппокамп. Последний собирает разрозненные данные в совокупный сенсорный опыт, который может быть полностью воспроизведен при обращении к единичному впечатлению. Вместе с тем гиппокамп играет важную роль в пространственной навигации — две эти функции выполняются одними и теми же клетками.

Джи выразил надежду на продолжение исследований, направленных на прояснение механизма потери памяти, в частности при болезни Альцгеймера и Паркинсона. Представленная технология вполне может составить конкуренцию традиционным способам блокирования энторинальной коры, так как ивермектин отличается безопасностью и дешевизной, уверен биолог.