29.10.2018
Редакция Naked Science

Криотехнологии обещают сохранить вымирающие кораллы

Золотые наностержни помогли впервые без повреждений разморозить хранившиеся в криогенных условиях личинки коралла.

coral0

Кораллы — дальние родственники медуз и относятся к тому же типу стрекающих беспозвоночных. Коралловые полипы разнообразны: одни формируют известковый скелет и образуют огромные рифы, другие — например, актинии — лишены его вовсе. Однако глобальные перемены климата угрожают всем: из-за гибели симбиотических водорослей коралловые рифы обесцвечиваются и вымирают, так что, по некоторым прогнозам, через несколько десятилетий они могут вовсе исчезнуть.

Не легче приходится и их родственникам, не образующим столь масштабных колоний. Недаром сохранение вымирающих видов — одна из актуальных задач биологии в эпоху «шестого массового вымирания». Для этого нередко прибегают к методам криоконсервации — сохранения эмбрионов и других образцов при сверхнизких температурах и с использованием различных техник, позволяющих уберечь клетки от гибели из-за разрастания кристаллов льда и других причин.

В прошлом году американские ученые продемонстрировали, что если для разморозки эмбрионов рыбок данио усеять их наностержнями из золота, позволяющими вести нагрев более интенсивно и равномерно, то их выживаемость увеличится. Джонатан Дэли (Jonathan Daly) и его коллеги из Гавайского института морской биологии применили такой метод для личинок кораллового полипа Fungia scutaria. Отчет о своей работе они представили в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Яйца и зародыши коралловых полипов содержат большое количество жиров, и до сих пор попытки сохранить их при криогенных условиях заканчивались гибелью. Однако использование золотых наностержней резко улучшило результативность процедуры: по данным Дэли и его соавторов, 43 процента личинок возрастом два дня после разморозки с помощью этой процедуры сохранили жизнеспособность и активно плавали в водной среде. Ученые надеются вскоре довести методику до практического применения и начать массовое перемещение образцов кораллов в криогенные хранилища — глобальное потепление продолжается, и времени осталось, видимо, совсем немного.