27.06.2015
Редакция Naked Science

Как на смертность потомков влияет возраст их отцов и дедов

Ученые выяснили, какую зависимость имеет возраст отцов и смертность их детей. Рожденные после сорока дети имеют меньше шансов на долгую жизнь.

380163_main

Были подробно проанализированы записи в финских церковных книгах с 1688 по 1899 год. Все акты рождений, браков и смертей там детально фиксировались, несмотря на бедность значительной части населения. Дети, чьи предки по мужской линии стали отцами до 30 лет, имели на 13% больше шансов дожить до совершеннолетия, чем те, возраст отцов которых на момент рождения перевалил за сорок. Ученые рассмотрели три поколения: отцов, дедов и прадедов.

Эти выводы можно соотнести с тезисом о мутациях, которые по мере старения организма накапливаются в половых клетках. Они передаются по наследству и снижают генетический потенциал детей. Проблема видится ученым особенно актуальной с учетом того, что в развитых странах принято откладывать рождение детей. Специалисты утверждают, что после 20 лет каждый год жизни потенциального родителя увеличивает смертность потомков.

На примере женщин было также обнаружено, что они реже вступали в брак, если их предки-мужчины становились отцами после 30 лет. Впрочем, здесь могли сыграть свою роль социально-экономические факторы.

Не так давно другая группа исследователей установила, что возраст воробьев влияет на фертильность их потомков. Чем старше на момент рождения птенцов были их родители, тем меньше потомства отставляли после себя молодые воробьи.

Ранее британский специалист по биоэтике доктор Кевин Смит (Kevin Smith) заявил, что мужскую сперму следует замораживать по достижении совершеннолетия. Таким образом, можно будет использовать ее для зачатия уже в более зрелом возрасте. Подобный подход повысит шансы на здоровье плода.