Источником для экстремально ярких сверхновых может быть магнетар — Naked Science
30.03.2016
Редакция Naked Science

Источником для экстремально ярких сверхновых может быть магнетар

Магнетар, как оказалось, может давать энергию таким объектам, как сверхновая звезда.

Магнетаром называют нейтронную звезду, которая имеет исключительно сильное магнитное поле, считающееся самым мощным во всей Вселенной. Сейчас исследователи выяснили, что такие объекты могут быть источниками энергии как минимум для двух экстремально ярких сверхновых. Ученые, работающие под руководством Мелины Берстен (Melina Bersten), построили специальную модель, которая и помогла подтвердить такую возможность.

Речь в данном случае идет о двух сверхновых: SN 2011kl и ASASSN-15lh. Эти объекты были открыты недавно. Выяснилось, что они могут «подпитываться» кинетической энергией вращательного движения, которую теряет «новорожденный» магнетар. Гидродинамические расчеты показали, что в случае со сверхновой ASASSN-15lh возможно существование магнетара-источника, имеющего физически допустимые параметры напряженности магнитного поля и периода вращения.

Представленные выводы только предстоит подтвердить научным путем. Для этого, в частности, может быть полезен космический телескоп «Хаббл». Между тем созданная командой исследователей модель уже сейчас может помочь узнать больше о природе сверхновых.

Сверхновая звезда – объект, таящий в себе немало загадок. Ученые, как известно, считают сверхновые результатом катаклизмических процессов, которые возникают после завершения жизненного пути некоторых звезд. Явление сопровождается выделением колоссального количества энергии.

Исследование магнетаров имеет свои трудности. Дело в том, что такие объекты, как правило, находятся на невероятном удалении от Земли. Эксперты полагают, что магнетар может достигать примерно 20–30 км в диаметре, однако его масса превышает солнечную. Иными словами, эти объекты сжаты настолько, что горошина материи имела бы вес больше 100 млн тонн. Отметим, что магнетары также отличаются огромной скоростью вращения: за секунду они зачастую совершают несколько оборотов вокруг своей оси.

Напомним, недавно команда исследователей из России заявила об обнаружении «невозможно» горячего астрономического объекта. Речь идет о квазаре 3C 273, эффективная температура которого может достигать 40 трлн ?C. Сам объект был известен давно, однако его температуру удалось выяснить только сейчас. Важно сказать, что данный показатель не вписывается в рамки существующих моделей.