13.06.2014
Редакция Naked Science

Ученые установили, сколько мутаций передают потомству пожилые отцы

Чем старше отец на момент зачатия, тем большее количество генных мутаций он передает своему ребенку. Соответственно, тем больше риск заболеваний. Биологи проверили это на шимпанзе.

Известно, что возраст отца сказывается на количестве мутаций, которые он передает своим детям. В ходе исследования ученые провели эксперимент на шимпанзе.

Результаты исследования показали, что для шимпанзе возраст отца гораздо критичнее, чем для человека. Так, каждый дополнительный год отца – это плюс три новые мутации детенышам.

Шимпанзе получают 90% мутаций от отца и 10% – от матери. А у человека примерно 70% мутаций – от отца и 30%  – от матери. Чтобы подсчитать, сколько мутаций передают потомству пожилые отцы, авторы исследования секвенировали геном шимпанзе-родителей и их детенышей и сравнили результаты.

Секвенирование биополимеров (белков и нуклеиновых кислот – ДНК и РНК) – определение их аминокислотной или нуклеотидной последовательности. В результате секвенирования получают формальное описание первичной структуры линейной макромолекулы в виде последовательности мономеров в текстовом виде. Размеры секвенируемых участков ДНК обычно не превышают 100 пар нуклеотидов (next-generation sequencing) и 1000 пар нуклеотидов при секвенировании по Сенгеру. В результате секвенирования перекрывающихся участков ДНК,получают последовательности участков генов, целых генов, тотальной мРНК и даже полных геномов организмов.

Сперматозоиды, и у людей, и у шимпанзе, образуются в течение всей жизни. В отличие от них (сперматозоидов), полный комплект яйцеклеток имеется уже при рождении девочки. В связи с этим возраст повышает частоту различных ошибок при созревании мужских половых клеток. Эти мутации передаются детям.