Гусеницы оказались способны отпугивать птиц свистом — Naked ScienceNaked Science
25.09.2017, 09:55
Naked Science

Гусеницы оказались способны отпугивать птиц свистом

Гусеница бражника, схваченная птицей, издает громкий звук, имитируя сигнал опасности, который заставляет хищника бросать добычу и прятаться.

white

Гусеницы североамериканских бабочек-бражников Amorpha juglandis известны необычным способом защиты от всегда готовых полакомиться ими птиц: они издают резкие свистки, отпугивающие хищников. До сих пор энтомологи считали, что птиц тревожит сам звук, резкий и внезапный. Однако энтомолог из Вашингтонского университета Джессика Линдсей (Jessica Lindsay) и ее соавторы выяснили, что хитрость, которую гусеницы используют для обороны, куда тоньше. Об этом они рассказали в докладе, представленном на Международном симпозиуме по акустическим коммуникациям у животных.

В самом деле, схваченная птицей гусеница бражника способна сжимать свое тело, как меха аккордеона, и выпускать сжатый воздух сквозь небольшие отверстия по бокам. Это позволяет насекомому размерами всего в несколько сантиметров издавать звук впечатляющей силы: на расстоянии 5 см его громкость достигает 80 дБ – как у мощного пылесоса или мотоцикла (с глушителем). Неудивительно, что в ходе лабораторных экспериментов было показано, что птица при этом роняет добычу из клюва и спешит прочь, что связывали именно с громкостью звука.