Гусеницы оказались способны отпугивать птиц свистом — Naked Science

Гусеницы оказались способны отпугивать птиц свистом

Гусеница бражника, схваченная птицей, издает громкий звук, имитируя сигнал опасности, который заставляет хищника бросать добычу и прятаться.

white

Гусеницы североамериканских бабочек-бражников Amorpha juglandis известны необычным способом защиты от всегда готовых полакомиться ими птиц: они издают резкие свистки, отпугивающие хищников. До сих пор энтомологи считали, что птиц тревожит сам звук, резкий и внезапный. Однако энтомолог из Вашингтонского университета Джессика Линдсей (Jessica Lindsay) и ее соавторы выяснили, что хитрость, которую гусеницы используют для обороны, куда тоньше. Об этом они рассказали в докладе, представленном на Международном симпозиуме по акустическим коммуникациям у животных.

В самом деле, схваченная птицей гусеница бражника способна сжимать свое тело, как меха аккордеона, и выпускать сжатый воздух сквозь небольшие отверстия по бокам. Это позволяет насекомому размерами всего в несколько сантиметров издавать звук впечатляющей силы: на расстоянии 5 см его громкость достигает 80 дБ – как у мощного пылесоса или мотоцикла (с глушителем). Неудивительно, что в ходе лабораторных экспериментов было показано, что птица при этом роняет добычу из клюва и спешит прочь, что связывали именно с громкостью звука.

©sky7

Однако Джессика Линдсей обратила внимание на схожесть этих звуков с сигналами опасности, серией коротких, быстрых и высоких свистов, которые многие птицы издают, предупреждая друг друга об опасности, – появлении другого крылатого хищника. Реагируя на них, остальные тут же бросают все свои занятия и прячутся в зарослях пониже и погуще. Чтобы сравнить действие звукового сигнала схваченной гусеницы с птичьими сигналами опасности, Линдсей записывала их и поигрывала птицам, а в качестве контроля использовала записи тревожных криков синиц Poecile atricapillus и обыкновенные песни вьюрков Haemorhous mexicanus.

Наблюдения проводились над десятками мелких птиц на воле, видеозапись велась в течение двух минут до сигнала, минуты проигрывания записи и пяти минут после. На песни вьюрков птицы не реагировали, но вот на сигналы опасности и «крики» схваченных гусениц реакция была одинаковой: бросить все дела, бежать и спрятаться. Все это указывает на использование бражниками звуков, которые имитируют крики опасности птиц. Какие именно характерные акустические паттерны при этом задействованы, ученым еще предстоит установить.