Гусеницы оказались способны отпугивать птиц свистом — Naked Science

Гусеницы оказались способны отпугивать птиц свистом

Гусеница бражника, схваченная птицей, издает громкий звук, имитируя сигнал опасности, который заставляет хищника бросать добычу и прятаться.

white

Гусеницы североамериканских бабочек-бражников Amorpha juglandis известны необычным способом защиты от всегда готовых полакомиться ими птиц: они издают резкие свистки, отпугивающие хищников. До сих пор энтомологи считали, что птиц тревожит сам звук, резкий и внезапный. Однако энтомолог из Вашингтонского университета Джессика Линдсей (Jessica Lindsay) и ее соавторы выяснили, что хитрость, которую гусеницы используют для обороны, куда тоньше. Об этом они рассказали в докладе, представленном на Международном симпозиуме по акустическим коммуникациям у животных.

В самом деле, схваченная птицей гусеница бражника способна сжимать свое тело, как меха аккордеона, и выпускать сжатый воздух сквозь небольшие отверстия по бокам. Это позволяет насекомому размерами всего в несколько сантиметров издавать звук впечатляющей силы: на расстоянии 5 см его громкость достигает 80 дБ – как у мощного пылесоса или мотоцикла (с глушителем). Неудивительно, что в ходе лабораторных экспериментов было показано, что птица при этом роняет добычу из клюва и спешит прочь, что связывали именно с громкостью звука.

©sky7

Однако Джессика Линдсей обратила внимание на схожесть этих звуков с сигналами опасности, серией коротких, быстрых и высоких свистов, которые многие птицы издают, предупреждая друг друга об опасности, – появлении другого крылатого хищника. Реагируя на них, остальные тут же бросают все свои занятия и прячутся в зарослях пониже и погуще. Чтобы сравнить действие звукового сигнала схваченной гусеницы с птичьими сигналами опасности, Линдсей записывала их и поигрывала птицам, а в качестве контроля использовала записи тревожных криков синиц Poecile atricapillus и обыкновенные песни вьюрков Haemorhous mexicanus.

Наблюдения проводились над десятками мелких птиц на воле, видеозапись велась в течение двух минут до сигнала, минуты проигрывания записи и пяти минут после. На песни вьюрков птицы не реагировали, но вот на сигналы опасности и «крики» схваченных гусениц реакция была одинаковой: бросить все дела, бежать и спрятаться. Все это указывает на использование бражниками звуков, которые имитируют крики опасности птиц. Какие именно характерные акустические паттерны при этом задействованы, ученым еще предстоит установить.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.