Генетики раскрыли механизм развития СДВГ в курящих семьях

Генетики раскрыли механизм развития СДВГ в курящих семьях

Раннее воздействие никотина на эмбрион способно вызвать широкий спектр церебральных патологий, в частности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного на базе Йельского университета (США).

thinkstockphotos-53252427

По данным специалистов, отрицательные эффекты никотина обусловлены его влиянием на гистоны — класс белков, участвующих в упаковке нитей ДНК. Это приводит к нарушению формирования и дестабилизации синапсов клеток мозга, что может выражаться, в частности, в трудностях при сосредоточении внимания — ключевом признаке СДВГ.

Гипотеза о связи между воздействием никотина на ранних стадиях развития и СДВГ подтвердилась в ходе испытаний на мышах. Геномный скрининг показал, что никотин провоцирует избыточную активность главного регулятора метилирования гистонов — процесса, контролирующего экспрессию генов. Искажение генома сохранялось по мере взросления особей, при этом подавление регулятора благоприятно отражалось на уровне концентрации и общем эмоциональном фоне животных.

На заключительном этапе исследования ученые стимулировали экспрессию регулятора метилирования у грызунов, не подвергавшихся воздействию никотина. Животные также демонстрировали признаки, имитирующие СДВГ у человека.

«Это интересно — найти фактор, способный объяснить отсроченное воздействие никотина на нейроны и поведение. Еще более интригующей представляется перспектива определения регулятора экспрессии генов, который реагировал бы как никотин и мог изменять синаптическую активность развивающегося мозга», — сообщила профессор Марина Пиччиотто.