18.03.2014
Редакция Naked Science
1 610

Во рту грибы

«Если бы да кабы во рту росли грибы» ? эта присказка оказалась правдой: в микрофлоре нашей ротовой полости действительно имеются грибы, ведущие активную борьбу за существование.

mouth-photo---istock_sq-7ac24e12c07c5f1b774e4ddb4bed40a63439b05d-s6-c30

Говоря о микробиоте наших слизистых, «по умолчанию» имеют в виду лишь бактерии ? но грибы тоже населяют наш организм. Это соседство не всегда неприятно: новое исследование показало, что грибки рода Pichia населяют ротовую полость здоровых людей и играют важную роль в ее защите от своих куда менее приятных родственников из рода Candida.

Дрожжевые грибы Candida тоже являются нормальными обитателями нашего рта, обычно вполне безвредными. Однако если иммунитет организма подорван, они легко выходят из-под контроля, вызывая очень болезненную инфекцию слизистой ? кандидозный стоматит. От него постоянно страдают больные СПИДом, иммунитет которых практически разрушен вирусом.

Исследованием микрофлоры нашего рта занимались американские медики из команды Махмуда Гэннума (Mahmoud Ghannoum), которые сравнили бактериальное и грибковое население 12-ти больных СПИДом и 12-ти здоровых людей. Серьезной разницы в видовом составе и количестве бактерий не обнаружилось, однако для грибов ситуация открылась совершенно иная. Грибковая микрофлора ротовой полости здоровых людей намного более многочисленна и разнообразна. И особенно это отличие касается представителей рода Pichia.

Ученые заметили, что чем больше в ротовой полости имеется клеток Pichia, тем меньше в ней клеток Candida. И если у больных СПИДом Pichia становится недостаточным, у них с большой вероятностью развивается стоматит. Судя по всему, Pichia каким-то образом сдерживает рост Candida ? и действительно, при совместном инкубировании в колбе первые процветали, не давая вторым развиваться нормально.

Дрожжевые грибы Candida, растущие на языке мыши (слева); Дрожжевые грибы Candida, устраненные выделениями гриба Pichia (справа)

©Mukherjee et al., PLOS Pathogens

Конечно, тут же было заподозрено, что Pichia выделяют какие-то вещества, угнетающие рост Candida. Исследования показали, что это вещество не позволяет им формировать устойчивые и плотные бактериальные пленки, и когда раствор, в котором выращивались Pichia (клетки грибов из него были отфильтрованы) давался мышам, больным кандидозным стоматитом, инфекция быстро проходила.

Эффективность такого лечения оказалась даже выше, чем у нистатина ? противогрибкового средства, которое сегодня прописывается больным стоматитом. Осталось выяснить, что это за вещество ? и после необходимых клинических испытаний можно ждать появления нового лекарственного средства.