«Эндоцитозную теорию» болезни Альцгеймера доказали на нейронах — Naked Science

«Эндоцитозную теорию» болезни Альцгеймера доказали на нейронах

Американские ученые экспериментально доказали связь дефектов эндоцитоза нейронов с семейной формой болезни Альцгеймера и обнаружили, что симптомы могут нивелироваться известными ингибиторами. Результаты работы представлены в Cell Reports.

neuron-map

Болезнь Альцгеймера (БА) — заболевание, которое выражается в постепенном распаде когнитивных функций (памяти, речи, ориентации в пространстве). С точки зрения генетики, БА разделяют на спорадическую (sAD) — более распространенную — и семейную (fAD) формы. В последнем случае заболевание является результатом генетических мутаций. При этом для обеих форм характерно накопление амилоидных бляшек и нейрофибриллярных белков в тканях мозга.

«Теория амилоидного каскада» является преобладающей и основана на допущении о том, что избыток бета-амилоидов и клубков, состоящих из предшественника бета-амилоида (APP) и тау-белка соответственно, является нейротоксическим и приводит к гибели нейронов. Другая теория кладет в основу БА дефекты эндоцитоза — процесса захвата клеткой внешнего материала. Эндоцитоз позволяет клеткам получать вещества, которые иначе не могут проникнуть через мембрану.

В новой работе ученые изучили особенности эндоцитоза в нейронах, которые были получены из индуцированных стволовых клеток (иСК). Путем редактирования генома CRISPR и TALEN в нейронах воспроизводились мутации, характерные для fAD, в частности связанные с APP и белком пресенилином-1 (PS1). Результаты показали, что при fAD уровень APP повышается в соме и понижается в аксонах клетки. Также заболевание нарушает усвоение нейронами липопротеинов.

Вместе с тем ингибитор бета-секретазы, участвующей в формировании бета-амилоидов, позволил нормализовать в мутантных клетках процессы эндоцитоза и трансцитоза.

«Полученные выводы дополнительно проясняют механизмы нейродегенерации. Она также указывает на новую терапевтическую цель для заболевания, которое в настоящее время не поддается лечению», — сообщил соавтор работы Ларри Голдштейн (Larry Goldstein). Он добавил, что до сих пор такие исследования не были сосредоточены на нейронах, кроме того, они не учитывали локальные дефекты эндоцитоза.

История одного из главных научных инструментов человечества завершилась сегодня, 1 декабря. Сбылись самые мрачные опасения пытавшихся сохранить радиотелескоп «Аресибо» инженеров — огромный облучатель рухнул на главное зеркало.

Этот окунеобразный маколор появился на свет в последние годы Великой депрессии, пережил Вторую мировую войну и, таким образом, получил титул долгожителя среди обнаруженных на сегодня рифовых рыб.