Двойная система HR 4796 оказалась намного сложнее, чем «Око Саурона»

Телескоп Hubble взглянул в знаменитое «Око Саурона» и обнаружил, что оно больше похоже на бумеранг.

9 836
Выбор редакции

Облик двойной звездной системы HR 4796 знают даже люди, далекие от астрономии: благодаря эффектному виду, напоминающему недоброе «Око Саурона», ее снимки известны весьма широко. «Зрачок» ее образует обычная молодая звезда HR 4796А, вдвое более крупная, чем Солнце, и в 20 раз более яркая, окруженная плотным протопланетным диском пыли радиусом в 2 раза больше орбиты Плутона. Второй участник тандема, расположенного от нас примерно в 220 световых годах, – красный карлик HR 4796В.

Грозный красный оттенок системе придает обилие толинов, смеси органических веществ, образующихся из метана и других простых углеводородов под действием ультрафиолетового излучения (толины же придают и красный цвет, например, некоторым областям того же Плутона). Однако новые наблюдения HR 4796, проведенные с помощью космического телескопа Hubble, показали, что система и больше, и сложнее, чем считалось.