20.06.2017
Редакция Naked Science
1 815

Древнейший протез оказался многоразовым

Исследователи подтвердили, что древнеегипетский протез большого пальца использовали для ходьбы.

09b40393c6b207731e05a50482d25450
©Wikipedia / Автор: Александр Литвинов

Деревянный протез большого пальца ноги, найденный в 2000 году в фиванском некрополе Шейх Абд эль-Курна на западном берегу Нила, считается одним из самых древних протезов в истории человечества. Изначально оценить его возраст удавалось только приблизительно. Исследователи предполагали, что протез сделали не позже 600 г. до н. э.

Международная группа ученых исследовала находку с помощью компьютерной томографии и рентгенографии. Ученые подтвердили, что протез изготовили в начале I тысячелетия до н. э. Исследование материалов, из которых сделаны составные части находки, показало: протез закрепляли на ноге владелицы несколько раз. Части протеза (деревянный палец и пластины для крепления на ноге) подвижны, они скреплены прочными нитями.

Крепление протеза на ноге мумии, фото: Egyptian Museum, Cairo

Это доказывает более раннюю гипотезу о том, что протез из Шейх Абд эль-Курна действительно использовали для ходьбы. Известен второй древнеегипетский искусственный палец ноги, найденный в 1881 году. Он сделан из картонажа — материала из проклеенных слоев льна или папируса, обычно из него делали погребальные маски. Оба пальца были прикреплены к ногам мумий, но только протез из Шейх Абд эль-Курна мог использоваться при ходьбе. Палец из картонажа был монолитным, а его материал мог оказаться слишком хрупким для использования. Возможно, он был деталью погребального обряда.

Деревянный палец с изящно вырезанным ногтем принадлежал женщине 50–60 лет. По мнению ученых, она могла страдать диабетом, что привело к развитию гангрены стопы. Сложная конструкция протеза и тонкая обработка материала показывают высокий уровень мастерства египетских ремесленников.

Ранее ученые из Манчестерского университета проводили эксперимент с использованием деревянных протезов. Двое добровольцев, у которых отсутствовал большой палец правой ноги, носили точные реплики протеза из Шейх Абд эль-Курна и египетские сандалии. Участники эксперимента рассказывали, что протез действительно облегчает ходьбу.