Свобода воли – лишь «фоновый шум» мозга? — Naked Science
10.06.2014
Редакция Naked Science

Свобода воли – лишь «фоновый шум» мозга?

Эксперименты американских ученых поставили под сомнение существование свободы воли у людей. Следя за состоянием мозга испытуемых, экспериментаторы могли в точности предсказывать принимаемые ими «произвольные» решения.

В известном эксперименте нейрофизиолога Бенджамина Либета добровольцам предлагали реагировать на те или иные сигналы, когда и как им заблагорассудится. Датчики, подсоединенные к головам испытуемых при этом фиксировали мозговую активность в процессе принятия какого-либо решения.

Исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе решили развить этот эксперимент. Испытуемых инструктировали смотреть в середину пустого экрана и немедленно реагировать в случае появления того или иного изображения, переводя взгляд налево или направо.

Ученые рассчитывали таким образом, не давая добровольцам времени на раздумье, исследовать мозговую активность непосредственно в момент принятия решения. Однако оказалось, что можно предсказывать действия участника эксперимента исключительно по поведению его мозга еще до появления сигнала.

©YouTube/UCDavis

Состояние мозга до показа того или иного изображения полностью определяет, посмотрит ли испытуемый направо или налево. А это означает, что на первый взгляд случайные, произвольные решения зависят от мозговой активности на данный момент.

Джесси Бенгсон, Калифорнийский университет в Дэвисе

Эту мозговую активность можно охарактеризовать как «фоновый шум». Но, фактически, если человек должен сделать выбор наобум, не раздумывая, именно этот «шум» ответственен за его решение. Зная характеристики «мозгового шума», ученые могли в точности предсказать, какой выбор сделает испытуемый.

Но, в таком случае, что такое свобода воли, свобода выбора, о которой в течение многих веков толковали теологи и философы?

Если имея четкое представление о состоянии мозга, можно точно предсказать выбор человека, значит вопрос свободы воли упирается опять же исключительно в физиологические процессы, происходящие в человеческом мозгу, считают ученые.