Закрыть10

Свобода воли – лишь «фоновый шум» мозга?

Эксперименты американских ученых поставили под сомнение существование свободы воли у людей. Следя за состоянием мозга испытуемых, экспериментаторы могли в точности предсказывать принимаемые ими «произвольные» решения.

10 июн 2014 Руслан Зораб Комментариев: 0

В известном эксперименте нейрофизиолога Бенджамина Либета добровольцам предлагали реагировать на те или иные сигналы, когда и как им заблагорассудится. Датчики, подсоединенные к головам испытуемых при этом фиксировали мозговую активность в процессе принятия какого-либо решения.

Исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе решили развить этот эксперимент. Испытуемых инструктировали смотреть в середину пустого экрана и немедленно реагировать в случае появления того или иного изображения, переводя взгляд налево или направо.

Ученые рассчитывали таким образом, не давая добровольцам времени на раздумье, исследовать мозговую активность непосредственно в момент принятия решения. Однако оказалось, что можно предсказывать действия участника эксперимента исключительно по поведению его мозга еще до появления сигнала.