Нанороботы обошли иммунную систему — Naked Science

Нанороботы обошли иммунную систему

Применив технику, которую вирусы используют для самозащиты от иммунной системы, ученые сумели инъецировать и сохранить нанороботы в организме подопытных животных.

cloaked_dna_nanodevices-0

Исследователям из Гарвардского университета удалось разработать наноустройства, способные обходить иммунную систему организма. Разработчиков вдохновило поведение обычных вирусов.

Ученые при конструкции нового типа устройств использовали метод «ДНК оригами», при котором цепочка ДНК «складывается» в трехмерную форму и программируется на перенос молекулярных инструкций к определенным клеткам.

В 2012 году этот способ уже был успешно применен той же группой специалистов из Гарварда. Им удалось сконструировать наноробота, нагрузить его антителами и отправить к раковым клеткам. Затем антитела активировали механизм самоуничтожения клеток, что привело к апоптозу.

Такой механизм может найти широкое применение в медицине при лечении целого ряда болезней, однако его успешному тестированию на животных мешало следующее обстоятельство: нанороботы быстро усваивались организмом мышей сразу после инъекции.

Мы решили поместить наши устройства в вирусоподобные оболочки в надежде, что это поможет решить проблему.

– Уильям Ших, Гарвардский университет

Специалистам удалось воспроизвести один из типов вирусов, который защищает свой геном благодаря прочной белковой оболочке и маслянистому покрытию. Внутри этого покрытия находится двойной слой фосфолипида, который помогает вирусу обходить иммунную систему.

Устойчивость своего наноустройства ученые проверили, зарядив его светящимся красителем и инъецировав лабораторной мыши. При этом тестирование проводилось как с фосфолипидным покрытием, так и без.

«Беззащитные» устройства быстро отказали; сканирование показало, что краситель попал в мочевой пузырь мыши. А вот нанороботы с защитной оболочкой в течение нескольких часов оставались в системе кровообращения подопытных животных, продемонстрировав полный успех новой методики.

Ученые разработали технологию лазерной печати кремниевых наночастиц – строительных блоков для миниатюрных фотонных переключателей, сверхтонких компьютерных чипов, микробиологических сенсоров и таких «метаповерхностей», как маскирующие покрытия. Преимущество технологического процесса в скорости и низкой стоимости изготовления, возможности покрывать частицами большие площади и уже сейчас масштабировать его на реальные практические задачи. Это поможет сделать VR-очки и другую электронику миниатюрнее, а их производство — дешевле.

Все крупные интернет-порталы столкнулись с колоссальной проблемой во время пандемии коронавирусной инфекции — информационной эпидемией фейков. Компании предпринимают самые разные способы борьбы с дезинформацией: Facebook, например, планирует напоминать пользователям, что они не читали статью (пост, материал в Сети), ссылку на которую собираются разместить на своей страничке в соцсети.

Профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Андрей Савченко разработал алгоритм, работающий на 40 процентов быстрее аналогов. При этом потери в точности составили не более 0,5-1 процентов. Это позволит ускорить работу систем видеонаблюдения в режиме реального времени.