22.01.2018
Редакция Naked Science

Часть Австралии признали частью Северной Америки

Северо-восток Австралии когда-то соседствовал с Гренландией: геологи выяснили новые детали географии древнего суперконтинента Колумбия.

nuna0

Очертания современных континентов – явление временное: благодаря тектонике плит они находятся в постоянном движении. В будущем они будут совсем другими, другими они были в прошлом, и геологи постоянно уточняют описания древних континентов, изучая породы и окаменелости.

Так, в Австралии недавно были обнаружены минералы, которые позволяют связать ее – или, по крайней мере, ее часть, – с побережьем Канады. Похоже, что 1,7 млрд лет назад самый маленький континент был еще меньше, а северо-восток его был частью сегодняшней Северной Америки. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной журналом Geology.

На самом деле находка не стала таким уж большим сюрпризом для специалистов. Гипотезы о связи двух континентов появились еще в 1970-х. Тогда ученые предположили, что в суперконтиненте Родиния, который существовал между 1,1 млрд и 750 млн лет назад и объединял всю сушу Земли, они соседствовали. Однако многие детали устройства Родинии остаются предметом дебатов, а сейчас речь и вовсе идет о еще более раннем времени.

В штате Квинсленд на северо-восточной оконечности Австралии, близ Джорджтауна, геологи нашли очень необычные для этой местности минералы циркона. Отложения, датированные возрастом 1,65–1,7 млрд лет, оказались похожими не на более поздние «австралийские» цирконы, а на те, что обнаруживаются на противоположной стороне Земли – в Канадском щите, который охватывает почти весь северо-восток Северной Америки и Гренландию. Этот период относится ко времени существования предыдущего суперконтинента Колумбия.

Современные представления о географии суперконтинента Колумбия (Нуна), ок. 1,6 млрд лет назад / ©Wikimedia Commons

«Наша работа показывает, что около 1,7 млрд лет назад породы Джорджтаунского выступа находились на дне мелководного моря, принадлежавшего Северной Америке, – говорит один из авторов исследования Адам Нордсван (Adam Nordsvan). – Затем он откололся и соединился с областью Маунт-Айзы (города на западе того же современного австралийского штата Квинсленд, – NS)». В самом деле, в районе Маунт-Айзы сегодня расположен небольшой горный хребет, образовавшийся, видимо, при этом столкновении. Так же позднее, в ходе эволюции следующего суперконтинента Родинии, соединились Европа и Азия, сформировав древние горы Урала.

Конечно, это столкновение не было таким масштабным, как у Европы с Азией миллиард лет назад или у Евразии с Индией в наши дни, когда растут Гималаи. Тем не менее, это важная деталь в раскладывании «геологического пазла», который покажет нам окончательно движения древних тектонических плит, прошлые и будущие континенты и суперконтиненты.

Социологи ТюмГУ проанализировали европейский опыт реализации концепции креативного города и пришли к выводу, что в России будет эффективнее использовать модель с акцентом на развитие человека.