Астрономы показали вращение далекой системы экзопланет — Naked Science

Астрономы показали вращение далекой системы экзопланет

Американский астрофизик создал анимацию вращения планет у далекой звезды – впервые по данным прямых наблюдений.

fomalhaut

Переменная звезда HR 8799 расположена в 130 световых годах от нас в созвездии Пегаса. Она совсем молода, возраст звезды оценивается менее чем в 60 млн лет, и почти впятеро ярче Солнца. Еще в 2008 г. близ нее были обнаружены три крупные планеты, примерно в 10 раз массивнее Юпитера.

Находка стала значимой хотя бы потому, что экзопланеты тогда впервые удалось наблюдать напрямую, а не с помощью косвенных методов, по их влиянию на движение или светимость их материнской звезды. Хотя стоит добавить, что одновременно с ней было объявлено о прямом наблюдении и еще одной экзопланеты – Fomalhaut b, изображение которой показано на иллюстрации.

В 2010 г. в системе HR 8799 был найден и четвертый газовый гигант. Активные исследования ее продолжаются и сегодня, в том числе с помощью прямых наблюдений в инфракрасном диапазоне. Работающий в Калифорнийском университете в Беркли и NASA астроном Джейсон Вонг (Jason Wang) объединил данные, собранные в ходе нескольких лет наблюдений за системой HR 8799, в эффектную композитную анимацию.

©Jason Wang/NASA

Черный круг в центре картинки экранирует излучение звезды HR 8799. Анимация не охватывает полный цикл обращения – для этого времени наблюдений явно недостаточно, ведь даже ближайшая к звезде планета HR 8799 e делает оборот примерно за 45 земных лет, а дальняя HR 8799 b – более чем за 450.