Астрономы наблюдали будущее Солнца на примере красного гиганта — Naked Science

Астрономы наблюдали будущее Солнца на примере красного гиганта

Ученым впервые удалось различить детали поверхности далекой звезды солнечного типа – красного гиганта, находящегося на последних этапах своей эволюции.

Расположенная от нас в 254 световых годах W Гидры прежде была почти двойником Солнца, примерно с той же массой и светимостью. Однако она намного старше нашей звезды и уже проэволюционировала до стадии красного гиганта, раздулась и – если продолжать аналогию с Солнцем – поглотила пространство вплоть до орбит Земли и Марса. На известной диаграмме Герцшпрунга – Рассела она находится в области асимптотической ветви гигантов (Asymptotic Giant Branch, AGB), где когда-нибудь окажется и Солнце, среди крупных, ярких и холодных звезд, продолжающих стремительно терять массу.

Астроном из шведского Технического университета Чалмерса Войтер Влеммингс (Wouter Vlemmings) и его коллеги использовали радиотелескопы ALMA, напрямую наблюдав W Гидры. Их статью публикует журнал Nature Astronomy. «Для нас важность работы состоит не только в том, чтобы узнать, как выглядят красные гиганты, но и в том, чтобы понять, как они меняются со временем и как наполняют Галактику элементами, необходимыми для жизни, – говорит профессор Влеммингс. – Благодаря высокому разрешению антенн ALMA мы смогли провести уникальные детальные наблюдения».

Самое детальное изображение красного гиганта: W Гидры расположена в 320 световых годах и на несколько миллионов лет старше Солнца. Пунктирный круг приведен для сравнения и показывает размеры земной орбиты (1 а. е.) / ©Alma, W. Vlemmings

В самом деле, до сих пор изображения деталей поверхности удавалось получать лишь для самых крупных звезд, таких как Бетельгейзе или Антарес. W Гидры стала первой в своем классе, которую удалось рассмотреть в таких подробностях, заметив некоторые неожиданные для ученых детали; так, на ней обнаружено компактное и яркое пятно. Пятно может указывать либо на необычайно яркую вспышку в хромосфере звезды, случайно совпавшую со временем наблюдений, либо же на действие ударных волн, нагревающих эту область до крайне высоких температур.

По словам палеонтологов, новый вид гигантских зауроподов входит в топ-15 крупнейших динозавров в мире и принадлежит группе титанозавров.

Новейшую российскую колесную боевую машину «Бумеранг» наделили возможностью дистанционного управления при помощи мобильного телефона. Ранее стало известно, что Россия хочет получить робототехнические средства, сравнимые по огневой мощи с танками.