Африканские пчелы научились плодиться без самцов

Африканские пчелы научились плодиться без самцов

Ученые обнаружили, что изолированная популяция южноафриканских пчел Apis mellifera capensis научилась размножаться без участия самцов.

Как сообщает Science Daily, исследовательская команда из Уппсальского университета секвенировала геном пчел Apis mellifera capensis, сравнив его с генами других пчелиных видов. Как правило, насекомые размножаются половым путем, и пчелы в этом плане не исключение. Пчелиная матка производит потомство, откладывая яйца, оплодотворенные спермой самцов-трутней. Между тем популяция, живущая на юге Африки, нашла способ обходиться без трутней.

Как выяснилось, эти пчелы откладывали яйца, «удобряя» их затем собственной ДНК, в результате чего на свет появлялось потомство – новые рабочие пчелы. Правда, поведение этих пчел было необычным. Их образ жизни состоял из захвата чужих гнезд, где они затем успешно размножались естественным способом – так называемый социальный паразитизм. Объяснить такое поведение ученые пока не могут, однако уверены, что в этом поможет дальнейшее изучение пчелиного гена.

Пока же исследователи обнаружили в геноме Apis mellifera capensis ряд отличий от собратьев, которые назвали «ненормальными». «Вопрос, почему эта популяция медоносных пчел в ЮАР развила размножение бесполым путем, до сих пор является загадкой. Но понимание генов приблизит нас к пониманию пчелиного поведения. Понимание же того, почему организмы иногда размножаются бесполым способом, может помочь нам понять эволюционное преимущество полового способа, который является главной загадкой для биологов-эволюционистов», – пояснил научный сотрудник кафедры медицинской биохимии и микробиологии Уппсальского университета Мэтью Вебстер.