08.06.2016
Редакция Naked Science

Африканские пчелы научились плодиться без самцов

Ученые обнаружили, что изолированная популяция южноафриканских пчел Apis mellifera capensis научилась размножаться без участия самцов.

8648548055_1773e4ece8_k

Как сообщает Science Daily, исследовательская команда из Уппсальского университета секвенировала геном пчел Apis mellifera capensis, сравнив его с генами других пчелиных видов. Как правило, насекомые размножаются половым путем, и пчелы в этом плане не исключение. Пчелиная матка производит потомство, откладывая яйца, оплодотворенные спермой самцов-трутней. Между тем популяция, живущая на юге Африки, нашла способ обходиться без трутней.

Как выяснилось, эти пчелы откладывали яйца, «удобряя» их затем собственной ДНК, в результате чего на свет появлялось потомство – новые рабочие пчелы. Правда, поведение этих пчел было необычным. Их образ жизни состоял из захвата чужих гнезд, где они затем успешно размножались естественным способом – так называемый социальный паразитизм. Объяснить такое поведение ученые пока не могут, однако уверены, что в этом поможет дальнейшее изучение пчелиного гена.

Пока же исследователи обнаружили в геноме Apis mellifera capensis ряд отличий от собратьев, которые назвали «ненормальными». «Вопрос, почему эта популяция медоносных пчел в ЮАР развила размножение бесполым путем, до сих пор является загадкой. Но понимание генов приблизит нас к пониманию пчелиного поведения. Понимание же того, почему организмы иногда размножаются бесполым способом, может помочь нам понять эволюционное преимущество полового способа, который является главной загадкой для биологов-эволюционистов», – пояснил научный сотрудник кафедры медицинской биохимии и микробиологии Уппсальского университета Мэтью Вебстер.