Ученые объяснили, почему человек испытывает дежавю — Naked Science
17.08.2016

Ученые объяснили, почему человек испытывает дежавю

Ученые из Великобритании представили свое объяснение того, почему у человека возникает состояние дежавю

С результатами работ нейробиологов, представляющих Сент-Эндрюсский университет, можно ознакомиться в New Scientist. В центре внимания ученых оказалось т. н. дежавю – психическое состояние, при котором человеку кажется, что ранее он уже находился в подобной ситуации. Это состояние похоже на повторное прочитывание книги или просмотр ранее виденного фильма.

Термин «дежавю» впервые использовал французский психолог Эмиль Буарак в книге «Будущее психических наук». Несмотря на то, что явление детально исследовалось на протяжении XX века, у ученых нет единого понимания того, почему человек испытывает дежавю.

Сейчас исследователи из Великобритании провели эксперимент, в основу которого была положена методика создания ложных воспоминаний. Участникам опыта говорили ряд связанных между собой слов, например «ночь», «кровать», «подушка». При этом в цепочке не было ключевого слова «сон». Ученые спрашивали у добровольцев, было ли произнесено слово на букву «с», и люди давали отрицательный ответ. Однако когда нейробиологи задавали вопрос о «сне», людям казалось, что они слышали это слово.

Ученые использовали функциональную магнитно-резонансную томографию для сканирования мозга добровольцев. Как оказалось, во время эксперимента наивысшую активность демонстрировали лобные доли, которые проводят своего рода мониторинг памяти. При совершении «ошибки» в памяти ими посылаются соответствующие сигналы. Иными словами, лобные доли активируются при возникновении впечатления о ранее пережитых воспоминаниях (хотя на самом деле этих воспоминаний не было). По мнению ученых, чувство дежавю – это хороший показатель того, что механизм проверки памяти в мозге работает нормально.

Ранее, напомним, научно-популярный портал Naked Science рассказывал о десяти главных теориях, с помощью которых можно объяснить чувство дежавю.