15.03.2017
Редакция Naked Science

Поляки провели жестокий «концлагерный» эксперимент

Польские специалисты решили проверить выводы, полученные американским исследователем Стэнли Милгрэмом, изложенные в 60-е годы минувшего столетия. Психологи выяснили, что 90% поляков могут причинить сильную боль другому человеку по команде.

Американский социальный психолог Стэнли Милгрэм прославился как автор одного из самых неоднозначных психологических экспериментов в истории. Ученый постарался выяснить, способен ли человек причинить кому-либо боль, если это является частью его обязанностей. К идее провести такой эксперимент Милгрэма подтолкнула жестокость нацистов в концлагерях. Сначала эксперимент даже хотели провести в Германии, но потом перенесли в Соединенные Штаты.

Суть эксперимента была такова: один из участников должен был запоминать пары слов, в то время как испытуемому приказывали наказывать этого человека за допущенные ошибки ударами тока. На приборе была указана мощность от 15 до 450 В. Оказалось, что большинство участников эксперимента пошагово доводили напряжение до максимума, пока «нерадивый ученик» не переставал подавать признаки жизни. При этом последнему не помогали ни его крики, ни даже жалобы на больное сердце. Никакого тока в действительности, конечно, не было, а роль жертвы выполнял актер. Однако эксперимент по понятной причине вызвал весьма неоднозначную реакцию со стороны общества.

Проведение эксперимента Стэнли Милгрэма / ©Colta

В новом эксперименте, проведенном специалистами из Университета социальных и гуманитарных наук (Польша), приняли участие 40 польских мужчин и столько же женщин в возрасте от 18 до 69 лет. Перед ними находились 10 кнопок, которые по сценарию регулировали мощность тока. Оказалось, что 90% поляков были готовы довести мощность до максимума по команде.

Эксперимент показал, что культурные различия не оказывают серьезного эффекта на результаты «концлагерного» опыта. Иными словами, жители США, как и жители Восточной (Центральной) Европы, могут причинить боль другому, если от них этого потребуют. Причиной этого, по мнению экспертов, является авторитет того, кто приказывает исполнить «преступное» действие, а совсем не садистские наклонности человека.