Люди съедают больше, когда едят вместе с друзьями или родственниками — Naked Science
София Жаботинская

Люди съедают больше, когда едят вместе с друзьями или родственниками

Эволюционный механизм, который когда-то обеспечивал нам пищевую безопасность, теперь ведет к перееданию.

thumb_313304_default_header

Ученые из Великобритании и Австралии разобрались, почему, принимая пищу в одиночку, мы съедаем почти вдвое меньше, чем когда кто-то делит с нами трапезу. Статья об этом опубликована в American Journal of Clinical Nutrition.

Исследователи провели метаанализ 42 работ по «социализированному приему пищи» и обнаружили, что прием пищи в компании оказывает значительное влияние на количество съеденного. Те, кто ест вместе с другими людьми, съедают в среднем на 48% больше, чем когда едят в одиночку. Для отдельных категорий испытуемых разница была меньшей, но тенденция сохранялась. Так, женщины, страдающие ожирением, в компании съедали на 29% больше.

По словам ученых, этот феномен может быть связан с так называемым социальным содействием — стратегией, которая помогала выжить нашим далеким предкам. Древние охотники-собиратели всегда делили пищу друг с другом и наедались впрок на случай грядущей бескормицы. Это привело к тому, что социальные нормы словно бы начали поощрять переедание в компании.

Помимо этого, в случае коллективного приема пищи наблюдается положительная обратная связь. Прием еды становится поводом для укрепления социальных связей, и «вознаграждение за социализацию» может стимулировать потребление.

Ученые отметили, что «социализированное переедание» наблюдалось только в том случае, когда компанию составляют хорошо знакомые друг другу люди. Когда человеку приходится есть в окружении незнакомцев, он может ограничивать себя в еде. «Люди хотят передать положительные впечатления незнакомцам. Выбор небольших порций может посодействовать этому, и, возможно, именно поэтому социальное содействие при приеме пищи менее выражено среди групп незнакомцев, — говорит ведущий автор исследования Хелен Раддок из Бирмингемского университета. — Это может быть особенно ярко выражено у женщин, обедающих с мужчинами, которых они хотят впечатлить, и для людей с ожирением, которые хотят избежать осуждения за переедание».

Исследователи отмечают, что механизм социального содействия, унаследованный нами от предков, когда-то обеспечивал справедливое распределение продуктов питания. Однако теперь этот феномен оказывает сильное влияние на нездоровый рацион питания. То же явление наблюдается у кур, крыс, песчанок и других видов животных, что свидетельствует о его единой конечной цели. Живые существа конкурируют друг с другом за ресурсы, и чрезмерное их потребление может вызывать осуждение.

«Решение этой проблемы может заключаться в том, чтобы есть как минимум столько же, сколько другие в группе — отдельные члены сопоставляют свое поведение с другими, фактически предлагая съесть больше, чем можно было бы съесть в отсутствие социальной конкуренции», — подытоживает Хелен Раддок.

Ранее ученые установили, что здоровое питание защищает женщин от потери слуха, а громкая музыка заставляет выбирать нездоровую еду.

Австралийские ученые узнали, каким образом ограничение белка в рационе влияет на долголетие. Оказывается, дело вовсе не в самих белках.