26.08.2021
1 769

Ученые обнаружили древнего предка рептилий

4.7

Международная группа ученых описала новый ископаемый вид — древнего предшественника большинства современных рептилий.

Реконструкция внешнего облика тайталуры / ©www.eurekalert.org

Работа опубликована в журнале Nature. Ученые из Национального университета Сан-Хуана (Аргентина), Гарвардского (США) и Государственного музея природы (Германия) описали новый вид древнего представителя лепидозавров — надотряда пресмыкающихся, которые включают в себя два современных отряда: чешуйчатые (ящерицы и змеи) и клювоголовые (гаттерия или утатара). Вымерших семейств лепидозаров гораздо больше. Это, например, мозазавры.

Новый древний вид — наиболее примитивный представитель лепидозаров. Его назвали Taytalura alcoberi и обнаружили в позднетриасовых отложениях Аргентины. Животное — первая хорошо сохранившаяся окаменелость раннего лепидозавра.

Именно качество ее сохранности позволило сделать выводы о месте животного на эволюционном древе рептилий. Все другие окаменелости подобных существ слишком фрагментированы и неполны, чтобы делать на их основании однозначные выводы.

Ученые провели компьютерную томографию окаменелости и статистический анализ. В итоге они пришли к выводу, что тайталура — самый примитивный представитель рода, от которого в итоге произошли все ящерицы и змеи. Находка описывает морфологию ранних рептилий. По черепу тайталуры исследователи узнали, что первые лепидозавры были больше похожи на туатар, чем на чешуйчатых.

Так что последние представляют собой некое последующее эволюционное отклонение от первопредка. Кроме того, у найденного образца уникальный зубной ряд, отличающийся от зубов любой живой или вымершей группы лепидозавров.