15.11.2022

Искусственный интеллект отличил следы растительноядного динозавра от хищного

5.1

Австралийские ученые впервые использовали нейросеть для анализа отпечатков следов динозавров. Она выявила ошибку в результатах «ручной» идентификации, показав, что следы хищного теропода принадлежат совсем другому — растительноядному орнитоподу.

Австраловенатор: реконструкция
Австраловенатор: реконструкция / ©Travis Tischler

В провинции Квинсленд на северо-западе Австралии находится уникальное свидетельство «панического бегства динозавров». Национальный памятник Ларк-Куорри сохраняет тысячи следов, возраст которых оценивают в 92-104 миллиона лет. Считается, что их оставили от 150 до 180 мелких орнитоподов, которых спугнуло появление хищника. Действительно, на фоне множества небольших следов там прослеживается одна цепочка намного более крупных.

В последние годы такое происхождение отпечатков ставят под сомнение. Некоторые палеонтологи считают, что многочисленные следы в Ларк-Куорри связаны не с паническим бегством, а с бродом через водоем. А теперь вызывает вопросы само присутствие хищника среди массы травоядных динозавров. К такому выводу пришли Питер Фалкингхэм (Peter Falkingham) и его коллеги из Квинслендского университета, статья которых опубликована в The Journal of the Royal Society Interface.

Некоторые из следов в национальном памятнике / ©Wikimedia Commons

Крупные следы нашли в Ларк-Куорри в 1970-х, обычно их связывают с австраловенатором (Australovenator wintonensis) или родственным видом тероподов. Эти хищные подвижные динозавры жили на территории современной Австралии в позднем меловом периоде, около 100 миллионов лет назад. Они вырастали до шести метров в длину и набирали до 500 килограммов веса.

Впрочем, идентификация динозавра по следу — задача сложная и не всегда точная. Поэтому Фалкингхэм и соавторы привлекли к ее решению сверточную нейросеть, которую предварительно обучили на массиве из полутора тысяч следов надежно определенных отпечатков ног как хищных тероподов, так и растительноядных орнитоподов. Точность ее работы сравнили с экспертами. Оказалось, ИИ распознает следы гораздо лучше: число ошибок у него составило всего около 11 процентов.

Проанализировав изображения крупных следов из Ларк-Куорри, система однозначно определила их как отпечатки орнитопода. Это может свидетельствовать, что первоначальные интерпретации происходившего 100 миллионов лет назад действительно ошибочны. Возможно, стаи растительноядных орнитоподов пересекали в этом месте древнюю реку, оставив множество цепочек следов.