Резистентность опасной бактерии к антибиотикам удвоилась за 20 лет — Naked Science
Никита Шевцов

Резистентность опасной бактерии к антибиотикам удвоилась за 20 лет

Ученые обнаружили, что бактерия Helicobacter pylori, вызывающая опасные заболевания пищеварительной системы, за 20 лет стала в два раза устойчивее к широко используемым антибиотикам.

Helicobacter pylori

Устойчивость к антибиотикам возникает тогда, когда бактерии развивают способность выживать под воздействием лекарств, предназначенных для их уничтожения или остановки роста. Сегодня это одна из самых серьезных угроз глобальному здравоохранению, ежегодно вызывающая более 750 тысяч смертей. Согласно отчетам медиков, без принятия серьезных мер это число в скором времени может существенно возрасти.

Helicobacter pylori — одна из наиболее распространенных бактерий: по оценкам, она есть в организме 50 процентов людей на Земле. H. pylori приводит к воспалению слизистой оболочки желудка, а именно к гастриту, который может спровоцировать язвенную болезнь. H. pylori — также самый важный фактор риска развития рака желудка, седьмой ведущей причины смерти от рака в Европе и третьей во всем мире.

Благодаря такой распространенности исследования этой бактерии ведутся повсеместно, а в 2017 году ВОЗ в числе приоритетных направлений работ определила изучение устойчивых к действию антибиотиков H. pylori. Результаты нового исследования показывают, что распространенность резистентных штаммов растет по всему миру.

В ходе своей работы медики проанализировали 1232 пациента из 18 европейских стран. На основе полученных данных исследователи построили диаграмму, отражающую процент резистентных к действию антибиотиков бактерий в популяции с 1998 по 2018 год. Выяснилось, что этот показатель для препарата под названием кларитромицин вырос с 9,9 процента в 1998 году до 21,6 процента сегодня. То же самое наблюдалось для антибиотиков левофлоксацин и метронидазол.

Кроме того, анализ ученых показал, что наиболее высокое число резистентных бактерий наблюдается в Южной Италии (39,9%), Хорватии (34,6%) и Греции (30%). Высокий уровень резистентности в этих странах объясняется чрезмерным потреблением антибиотиков при лечении простудных заболеваний и гриппа, а также отсутствием институциональной поддержки стратегий сдерживания антибиотикорезистентности.

Российские химики получили наноконтейнеры для лекарств из металлоорганического материала на основе циркония и терефталевой кислоты. Они могут долго удерживать препарат благодаря оптимальному размеру и пористости, а также нетоксичны. Свою разработку исследователи успешно протестировали на культуре клеток с применением лейцина — аминокислоты, которая не синтезируется в клетках животных и должна поступать извне.