17.05.2023
2 516

Биологи нашли первый антидот, помогающий при отравлении бледной поганкой

5.8

Бледная поганка — едва ли не самый опасный из всех ядовитых грибов. Ее токсин смертелен и не разрушается при кулинарной обработке, противоядия от него нет. Первый потенциальный антидот обнаружили лишь недавно с помощью генномодифицированных клеток и успешно испытали на мышах.

Бледная поганка
Бледная поганка / ©Lukas Large / Автор: Godefridus Victorinus

Бледная поганка Amanita phalloides — один из самых известных и распространенных ядовитых грибов. Считается, что именно ею отравили римского императора Клавдия и мать Петра Первого. Сегодня бледная поганка уносит сотни жизней каждый год: на нее приходится около 90 процентов отравлений грибами. Ее яд, альфа-аманитин, не разрушается при нагревании и кулинарной обработке. Попадая в клетки, он препятствует синтезу белков и приводит к их гибели.

Первыми страдают почки и печень, получающие главный «удар» токсина. Для лечения пострадавших приходится использовать поддерживающую терапию: эффективного антидота, блокирующего действие альфа-аманитина, нет. Подходящее вещество обнаружили лишь теперь. О нем рассказывается в новой статье китайских ученых из Университета Сунь Ятсена, опубликованной в журнале Nature Communications.

В своей работе Цяопин Ван (Qiao-Ping Wang) и его коллеги использовали метод генетической модификации CRISPR-Cas9. С его помощью ученые получали линии человеческих клеток, точечно выключая гены, кодирующие различные белки, на которые может воздействовать токсин бледной поганки. Затем клетки обрабатывали альфа-аманитином, отслеживая их реакцию — гибель или выживание.

Самой устойчивой к яду оказалась клеточная линия с нефункциональным белком STT3B. Этот фермент ведет синтез гликопротеинов — присоединяет к белковым молекулам остатки сахаров, — участвуя в транспорте веществ через мембрану. Биологи выяснили, что без него альфа-аманитин не может проникнуть внутрь клеток.

Далее команда провела скрининг более 3000 соединений, которые могли бы блокировать работу STT3B. Обнаружилось, что таким действием обладает индоцианин зеленый. Это краситель, который широко используют в медицине — например, для исследования клеток под микроскопом или визуализации мелких сосудов. Испытания на лабораторных мышах показали, что введение индоцианина снижает смертность от яда поганки с 90 процентов до 50.

Этот краситель известен с середины прошлого века, давно одобрен для медицинского применения и, насколько известно, в умеренных дозах вполне безопасен. Поэтому ученые надеются быстро перейти к испытаниям на людях, и, возможно, вскоре мы действительно получим первый антидот, помогающий при отравлении бледной поганкой.

Главная сложность может быть в своевременном его применении. В опытах на мышах те получали индоцианин в течение первых часов после приема яда, тогда как в реальной жизни симптомы проявляются намного позднее, когда время для использования антидота может быть упущено.