30.11.2015
Редакция Naked Science

Россия испытает уникальный космический лазер

Россия планирует испытать уникальный космический лазер, который позволит заправлять космические аппараты прямо на орбите. Концепцию испытают на МКС.

opals20130711-full
©Wikipedia / Автор: Павел Сорокин

О новой технологии рассказала газета «Известия». Речь идет о способе передаче энергии в условиях космоса. С помощью специального лазерного луча планируется передать электричество с борта Международной космической станции (МКС) на космический грузовик «Прогресс». Сам беспилотный грузовой корабль будет находиться в этот момент на удалении 1,5 км от станции. КПД тракта, по оценке специалистов, может составлять до 30%. Россия может стать пионером в этом направлении.

Технология разрабатывается усилиями специалистов РКК «Энергия». «К проекту подключены ведущие лаборатории страны», – говорит представитель корпорации Вячеслав Тугаенко. Он также заявил о наличии необходимых для проведения эксперимента фотоэлектрических приемников-преобразователей, чья эффективность уже составляет порядка 60%. В дополнение к этому специалист рассказал о подготовке трассы, нужной для отработки системы наведения лазерного луча.

В целом, концепция выглядит следующим образом: некоторые космические аппараты получат энергетические установки, с помощью которых можно будет передавать электроэнергию на другие спутники и корабли. Последние для этой цели оборудуют приемниками-преобразователями. В первую очередь речь идет о «дозаправке» уникальных спутников и ряда военных космических аппаратов. В этом случае они смогут получить принципиально новые возможности.

©РКК Энергия

Сама по себе идея такой дозаправки далеко не нова: ученые начали ее прорабатывать примерно с середины прошлого века. Одним из пионеров в этой области стал знаменитый американский конструктор немецкого происхождения Вернер фон Браун. Современные эксперты, впрочем, неоднозначно оценивают перспективы орбитального заправщика. Если говорить об искусственных спутниках, такой необходимости зачастую просто нет. «Геостационарные спутники с электрореактивными двигателями служат по двадцать лет, и в реальности у них оборудование раньше устаревает и выходит из строя, чем заканчивается топливо», – говорит член-корреспондент российской Академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин.

Ранее, напомним, американские исследователи под руководством  Тайсира Найфеха (Taysir Nayfeh) предложили подзаряжать бортовые аккумуляторы самолетов с помощью мощного лазерного луча. Для этого летательный аппарат (ЛА) придется оборудовать специальным покрытием. Сами ученые говорят, что один мощный лазер сможет обеспечить множество самолетов. Сначала технология пригодится для беспилотников, а затем с ее помощью можно будет «дозаправлять» крупные пилотируемые ЛА.