Черные чистильщики космоса — Naked Science

Черные чистильщики космоса

Какого размера была бы наша планета, если бы стала черной дырой? Откуда берутся сверхмассивные дыры в центрах галактик? Способны ли микроскопические дыры, получаемые на коллайдерах, «засосать» Землю? Что общего у темной материи и черной дыры? На эти вопросы нам ответил заместитель директора по научной работе Главной (Пулковской) Астрономической Обсерватории, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАЕН Юрий Гнедин.

– Юрий Николаевич, что же такое «черная дыра» и какие характеристики она имеет? Есть ли гипотезы – как устроена изнутри черная дыра?

– Черная дыра – это объект, у которого вторая космическая скорость равна скорости света. И здесь есть некоторые интересные особенности, так как возникает вопрос – а каков размер радиуса такого объекта? Этот вопрос, кстати, в 1795 году поставил перед собой еще математик Лаплас, который был тем, кто еще до Эйнштейна фактически предсказал существование черных дыр.

Так вот, для того, чтобы посчитать этот радиус – надо взять обычную кинетическую энергию частиц, т.е. массу частицы умножить на квадрат скорости, поделить пополам и приравнять к гравитационной энергии. Только важно помнить, что в качестве скорости в данном случае будет выступать скорость света. Именно поэтому и возникает парадокс – ведь данная формула является нерелятивистской, а мы в нее поставили скорость света. Тем не менее, получается удивительная вещь – в такой формуле все поправки компенсируют друг друга и именно она оказывается правильной.

При этом интересно было подсчитать, каким должен быть радиус у Солнца, чтобы вторая космическая скорость равнялась скорости света? Размер радиуса зависит от массы, поэтому у Солнца он будет равен 3 км. А знаете, сколько будет равен радиус Земли, чтобы вторая космическая скорость равнялась скорости света, – 9 мм! Но Солнце не сможет превратиться в черную дыру, потому что внутреннее давление его таково, что оно вовремя остановит сжатие, а образование черной дыры, как мы знаем, происходит в результате сильного сжатия. Сжатие, как известно, происходит только после того, как звезда перейдет в фазу умирания, когда ее горючее закончится, потому что в процессе жизни ее уравновешивают происходящие в ней процессы термоядерного синтеза. Но есть также и дополнительные силы, которые могут остановить сжатие. Например, вырожденные электронные газы – очень концентрированные, сжатые газы электронов. Поэтому возникновение черной дыры сильно зависит от массы звезды, из которой она появится. Наше Солнце, как мы уже сказали, черной дырой не станет – ему не хватит массы – а станет белым карликом. Для того чтобы образовалась черная дыра – масса звезды должна быть больше трех масс Солнца.

Юрий Гнедин

©Ольга Фадеева

– Но звезд, имеющих такие гигантские массы, очень много, их миллионы и миллиарды. Неужели после их умирания появятся и миллиарды черных дыр?

– Ответ на этот вопрос неоднозначен. Дело в том, что при сжатии звезда теряет часть своей массы, поэтому неясно какова должна быть конечная масса, чтобы звезда коллапсировала в черную дыру. Так что если даже звезда имеет четыре массы Солнца – это еще не означает, что она превратится в черную дыру – при сжатии она может лишиться половины этой массы.

Превратившись в черную дыру, звезда будет иметь радиус, при котором вторая космическая скорость будет равна скорости света. Это и есть важнейшая характеристика черной дыры. Здесь важно помнить, что это не обязательно радиус поверхности. Вообще, если твердая поверхность и есть у черной дыры, то она лежит дальше.

Радиус горизонта событий зависит не только от массы, но и от того, вращается черная дыра или нет. А черная дыра может вращаться со скоростью света. И если она вращается именно с этой скоростью, то радиус такой дыры может быть в два раза меньше по сравнению с радиусом не вращающейся. Мы говорили, что если бы Солнце гипотетически могло бы стать черной дырой, то радиус его должен был быть равен 3 км. Так вот, если бы оно вращалось со скоростью света – этот радиус мог бы быть уже всего 1,5 км.

А вот как устроена черная дыра изнутри – не знает никто. Конечно, астрофизики догадываются, что природа черной дыры как-то связана с квантовой гравитацией. Потому что черная дыра – объект настолько плотный, что не подчиняется законам Ньютона, классической физике, в ней действуют совершенно другие законы. Между тем, у нас есть лишь понятие о квантовой гравитации, которое не разработано до сих пор, хотя ученые сейчас занимаются этим очень много.

В связи с понятием квантовой гравитации, кстати, даже возникают представления о дополнительном пространственном измерении. И не одном, а нескольких. Одни теоретики разрабатывают идею о пяти дополнительных измерениях, другие говорят, что мы живем в мире одиннадцати измерений. Этими вопросами занимаются теоретики струн. Но, повторюсь, никаких стройных гипотез об устройстве черных дыр в связи с этим пока нет.

Черная дыра в созвездии Единорога и ее спутница B(e)-звезда в представлении художника