Китай построит самый крупный и мощный коллайдер — Naked Science

Китай построит самый крупный и мощный коллайдер

К 2030 году китайские ученые планируют создать самый мощный электронный коллайдер в мире. Проект обойдется в пять миллиардов долларов.

vol58-issue5-p021fig1

Как рассказал Ван Ифань, директор Института физики высоких энергий в Пекине при Китайской академии наук, в интервью Global Times, где разместится проект, пока не решено.

«Коллайдер будет иметь окружность в 100 километров и энергию центра масс, достигающую 240 гигаэлектронвольт», — говорит Ван.

Концептуальный дизайн для Circular Electron Positron Collider (CEPC) в сентябре получил международное одобрение. На мощности в миллион электронвольт коллайдер создаст самые продвинутые условия для исследования новых материалов и ядерной физики.

Ученые из США, Европы и Японии, также участвовавшие в разработке проекта, будут работать и над его строительством и смогут заниматься исследованиями на коллайдере.

Концепция CEPC / © IHEP

Чтобы максимально повысить срок службы проекта, ученые намереваются модернизировать электрон-позитронный коллайдер до протонного коллайдера примерно к 2040 году. К тому моменту энергия центра масс CEPC достигнет около 100 тЭв, что в семь раз мощнее Большого адронного коллайдера (БАК) в Швейцарии.

На сегодня швейцарский проект близ Женевы — самый большой и мощный ускоритель частиц, а также самая большая машина в мире.

Помимо прочего, разработка такого огромного коллайдера вызвала у некоторых опасения. Западные СМИ сообщили о том, что коллайдеры могут спровоцировать катастрофу, которая повлияет на пространство как таковое.

«Такие предположения высказывались и перед запуском БАК в Европе, но время показало, что это совершенно безопасно», — ответил Ван.

Ученые предупреждают, что переливание плазмы переболевших тяжелыми формами Covid-19 другим пациентам может навредить им, поэтому из сыворотки их крови стоит удалять некоторые элементы.