Китай построит самый крупный и мощный коллайдер — Naked Science

Китай построит самый крупный и мощный коллайдер

К 2030 году китайские ученые планируют создать самый мощный электронный коллайдер в мире. Проект обойдется в пять миллиардов долларов.

vol58-issue5-p021fig1

Как рассказал Ван Ифань, директор Института физики высоких энергий в Пекине при Китайской академии наук, в интервью Global Times, где разместится проект, пока не решено.

«Коллайдер будет иметь окружность в 100 километров и энергию центра масс, достигающую 240 гигаэлектронвольт», — говорит Ван.

Концептуальный дизайн для Circular Electron Positron Collider (CEPC) в сентябре получил международное одобрение. На мощности в миллион электронвольт коллайдер создаст самые продвинутые условия для исследования новых материалов и ядерной физики.

Ученые из США, Европы и Японии, также участвовавшие в разработке проекта, будут работать и над его строительством и смогут заниматься исследованиями на коллайдере.

Концепция CEPC / © IHEP

Чтобы максимально повысить срок службы проекта, ученые намереваются модернизировать электрон-позитронный коллайдер до протонного коллайдера примерно к 2040 году. К тому моменту энергия центра масс CEPC достигнет около 100 тЭв, что в семь раз мощнее Большого адронного коллайдера (БАК) в Швейцарии.

На сегодня швейцарский проект близ Женевы — самый большой и мощный ускоритель частиц, а также самая большая машина в мире.

Помимо прочего, разработка такого огромного коллайдера вызвала у некоторых опасения. Западные СМИ сообщили о том, что коллайдеры могут спровоцировать катастрофу, которая повлияет на пространство как таковое.

«Такие предположения высказывались и перед запуском БАК в Европе, но время показало, что это совершенно безопасно», — ответил Ван.

Психологи из Тюмени и Ярославля изучили взаимосвязь уровня мудрости и эмоционального выгорания у медицинского персонала. Исследование показало, что именно мудрость помогает медикам противостоять такому синдрому. Формирование столь полезного качества у врачей позволит сохранить их психическое здоровье и профессиональное долголетие, что, по мнению авторов исследования, особенно актуально в связи с напряженной работой медицинских работников во время пандемии коронавируса.

Космический аппарат случайно находит на комете обломки материала искусственного происхождения. Комета стремительно уносится прочь за пределы Солнечной системы, и у людей остается все меньше времени, чтобы исследовать таинственный артефакт и понять, что это.

Кольский научный центр РАН

Оценка возраста очень важна для древних вод, потому что эта информация используется при проектировании хранилищ радиоактивных и токсичных отходов. Однако сделать это технически весьма непросто. Метод, который предложил коллектив исследователей из Геологического института КНЦ РАН, позволяет избежать прямого отбора воды и получить информацию о концентрациях гелия в воде путем анализа зерен кварца из керна скважин. На его основе ученые из Кольского научного центра уже сумели определить возраст воды на глубине около 10 километров.