Новый океан появится в Африке через пять миллионов лет — Naked Science
Мария Кривоченко

Новый океан появится в Африке через пять миллионов лет

Ученые сообщают, что тектонические плиты на территории Восточной Африки медленно расходятся. Значит, в будущем континент распадется на части, и через несколько миллионов лет на его месте появится новый океан.

Озеро лавы на вершине вулкана Эрта-Але в Эфиопии / © Planet Labs Inc.

Регион Афар в Эфиопии находится на стыке трех тектонических плит: Сомалийской, Аравийской и Нубийской. Они удаляются друг от друга со скоростью в полтора сантиметра в год, из-за чего континент расколется надвое. Об этом уже свидетельствует разлом длинной в 35 миль (около 56 километров).

Тектоника Африканского континента изучается в течение нескольких десятилетий. Новые спутниковые измерения помогают ученым сделать наблюдения более точными и исследовать процесс появления нового океана. «Это единственное место на Земле, где вы можете изучить, как континентальный разлом становится океаническим», — говорит Кристофер Мур, сотрудник школы Земли и окружающей среды Университета Лидса, который занимается изучением этого региона.

В течение 30 миллионов лет Сомалийская плита отделялась от остальной части Африки. Это создало рифтовую долину, которая начинается в Эфиопии и Эритрее и разделяется вокруг «кенийского купола» до Малавийского рифта. В то же время Аравийская плита отдаляется от Африки, что привело к образованию Красного моря и Аденского залива между двумя соединенными массивами суши. В будущем она столкнется с Евразийской плитой на территории нынешнего Ирана, закрыв Персидский залив и став частью Евразии.

Разлом в регионе Афар / © Рочестерский университет

Но Афар находится в процессе перехода от континентального рифта к океаническому спрединговому хребту. Ученые подтверждают это, исследовав кору региона. Вместо характерной для континентальной коры толщины в 35 километров под регионом может быть и менее 20. И это при учете слоя вулканического базальта, который разливался по территории в течение миллионов лет.

О появлении в будущем в этом месте океана говорит и состояние вулкана Эрта-Але. Он один из самых активных в мире и входит в группу вулканов, в которых находятся активные лавовые озера. Кристофер Мур считает, что Эрта-Але проявляет характеристики срединно-океанического хребта, которым и окажется, по разным оценкам, через пять-десять миллионов лет.

Пока не известно, что заставляет континент разрываться на части. Некоторые полагают, что движущей силой могут быть поднимающиеся перегретые породы. Спутниковые наблюдения в сочетании с полевыми исследованиями могут помочь ученым собрать информацию о том, что происходит под землей в Афаре.

Синтия Эбингер, геофизик из Университета Тулейна в Новом Орлеане, считает, что повышенное давление поднимающейся магмы может спровоцировать взрывные явления, наблюдаемые в регионе. Она сравнила это с надутым воздушным шариком, когда напряжение на его внешней поверхности такое высокое, что не требуется много усилий, чтобы заставит его лопнуть.